3 Стратегия зависимости (используется небольшими организациями, признающими свою второстепенную роль по отношению к лидеру, и поэтому внедряющие инновации только по требованию потребителя или организации- лидера). Организация имитирует инновации с учетом требований и изменений стандартов качества, либо когда сам рынок полностью перестраивается на новую продукцию.
4 Усовершенствование – является традиционным вариантом проведения инновационной организации, который состоит в принятии необходимости совершенствовать продукцию организации с целью снижения ее себестоимости, для этого организация внедряет автоматизированное производство, использует дешевую рабочею силу и сырье, либо внедряет безотходное производство.
Пассивные инновационные стратегии связаны с фокусированием внимания организации на постоянных маркетинговых инновациях и модифицировании товара. На современном этапе развития рыночной экономики лишь немногие организации используют изолированно маркетинговые инновационные стратегии. Как правило, организация применяет комплексную систему сочетания активных инновационных стратегий и маркетинговые инновации как по отношению к новому продукту, так и в рамках основного
ассортимента.
Маркетинговые инновационные стратегии бывают двух видов: условно-маркетинговые и маркетинговые.
Условно маркетинговые инновационные стратегии делятся на несколько групп по областям их применения: новая дифференциация продукта (и, соответственно, ее репозиционирование); выход на новые целевые рынки; инновации в области сбыта, ценовой и коммуникационной политики.
По направленности воздействия маркетинговые инновационные стратегии бывают трех видов [20, с. 201]:
1 Качественная дифференциация – это придание товару особых свойств надежности, долговечности, экологичности, что позволяет организации создать себе определенную положительную репутацию и имидж на рынке. Стремясь выделить, отличить свою продукцию от среднерыночного стандарта, организации активно усовершенствуют разнообразные аспекты качества.
2 Социальный маркетинг – это поиск преимуществ от достижения образа своей организации в глазах общественности как заботящейся о служащих, производящей экологически чистую продукцию и в целом ориентированной на нужды общества. Способом создания имиджа социально ориентированной организации является участие в благотворительных актах, учреждение социальных фондов, политика управления персоналом, подразумевающая равные возможности для женщин и национальных меньшинств. Это вызывает доверие и заинтересованность со стороны потребителей, служащих и других социальных институтов, обеспечивая долгосрочную эффективность и конкурентоспособность организации.
3 Стратегия сегментации – это фокусирование деятельности организации на удовлетворении нужд и потребностей отдельных сегментов рынка. Данная стратегия достигается путем присвоения продукту черт и характеристик, наиболее конкурентоспособных в данном сегменте.
Таким образом, стратегия инновационного развития необходима организациям, которые хотят повысить конкурентоспособность в условиях рынка и планируют дальнейшее развитие и рост. Руководители, приняв решение применить инновационную стратегию, могут воспользоваться базовыми стратегиями роста. Исходя из потенциала организации, важно выявить возможности и научно-технический потенциал персонала. Так как разработка инноваций требует достаточно времени, огромных сил, финансовых сложений, и работает на будущее организации.
Решение о необходимости перехода на инновационную стратегию развития организации – весьма смелое решение, требующее немалых креативных, аналитических и финансовых усилий. Инновации зачастую необходимы бизнесу как воздух – в различных ситуациях требуется перераспределение сил как внутри организации, так и внутри рынка, на котором она работает. Организация может изменить свое положение на рынке, если выведет какой-либо новый продукт, услугу или технологию, неизвестный до этого ни рынку, ни потребителю. И сам рынок неизбежно претерпит изменения на фоне перемен в потребительских предпочтениях, схемах действий игроков и других факторов.
Отправным моментом разработки инновационных стратегий является определение инновационных целей. Инновационные цели связаны с желаемыми результатами обновления продуктов и процессов организации. Среди их характеризующих показателей можно выделить следующие
[21, с. 282-283]:
– удельный вес новой продукции в общем её объеме;
– удельный вес продукции на стадии вывода на рынок и роста;
– средний возраст производственного оборудования;
– удельный вес продукции с высокими качественными характеристиками;
– средние сроки вывода новой продукции на рынок и др.
Из вышеозначенных целей вытекает ряд задач, которые следует решить для их достижения:
– обеспечение соответствия структуры продукции по стадиям жизненного цикла структуре НИОКР по стадиям завершенности;
– определение источников возникновения инноваций (собственные разработки или привлеченные со стороны);
– обеспечение рациональных пропорций между инновациями различных типов;
– парирование угроз функционального и технического замещения.
Первая задача нацелена на обеспечение своевременности появления нововведений в организации, замены устаревшей продукции, создание необходимых заделов НИОКР. Вторая – важно понять, какие разработки следует осуществлять собственными силами, а какие заимствовать извне. Третья задача более тонкая: поиск рационального соотношения между инновациями, различающимися по степени новизны и радикальности, достижение оптимального соответствия между инновациями-продуктами и инновациями-процессами, радикальными и адаптивными инновациями. Общий подход таков, что инновации различных типов должны дополнять друг друга.
Устойчивое функционирование организации зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения [22, с. 183].
Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции старым, существующим в организации способом, так как за его пределами изобретен новый, более эффективный способ и велика вероятность того, что он будет использован конкурентами.
Функциональное замещение – это появление нового продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне. Организация должна вовремя принять упреждающие меры, найти рациональное соотношение между адаптивными и стратегическими инновациями.
Факторами, определяющими характер инновационных стратегий организации, являются наукоемкость продукции, доля рынка, научно-технический потенциал, структура продукции по стадиям жизненного цикла и др. Ресурсы, которыми располагает орган инновационного управления: научные и инженерно-технические кадры, денежные средства, выделенные на цели научно-технического развития, производственные и научно-технические фонды [23, с. 89].