– культуру организации, её традиции, рабочий климат.
После постановки общей цели её конкретизируют.
Цели могут быть долгосрочными – до 10 лет, среднесрочными – до 5 лет и краткосрочными – до одного года. Цели не должны отрицать друг друга и уточняются с учетом возможных изменений. При этом выявляются факторы, угрожающие позициям организации, и факторы, благоприятствующие ее деятельности. Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволяют грамотно продумать стратегию конкурентной борьбы. Для этого необходимо выявить основных конкурентов и их рыночные позиции (доля рынка, цели, объем продаж продукции и т.д.). С этой целью проводятся исследования по таким направлениям [37, с. 39-41]:
– оценка текущей стратегии конкурентов (поведение на рынке, методы продвижения товаров, нововведения и т.д.);
– влияние внешней среды на конкурентов;
– прогнозирование будущих действий конкурентов.
При разработке собственной инновационной стратегии руководство организации должно учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне населения, адаптации кадров к условиям рыночной экономики. Пример такого планирования показан на рисунке 6.
Тщательный анализ внутренней среды должен выявить сильные и слабые стороны в деятельности организации. Организации в деловом общении часто различаются тем, насколько их руководители придают значение стратегии внедрения и использования нововведений и в какой степени связывают их с финансовыми целями организации.
Разработка инновационной стратегии часто основывается на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Однако не следует исключать при этом оценки, наблюдения, замечания руководителей средних и низших звеньев персонала. Универсальных рекомендаций для формулировки нескольких вариантов стратегических планов не существует. Каждый отдельный вариант применим и эффективен для определенных условий и временных отрезков [38, с. 41-42].
Рисунок 6 – Разработка стратегического инновационного планирования
Таким образом, используя системный подход к формированию стратегии, руководство должно учитывать все факторы, влияющие на данный процесс. Если требуется, используют помощь сторонних организаций для более субъективной оценки ситуации.
Выводы по первой главе:
1 Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, потребителей. Инновационная стратегия является одной из видов функциональных стратегий, и направлена на повышение конкурентоспособности организации относительно
соперников.
2 Разработка инновационной стратегии должна начинаться с анализа внешней и внутренней среды организации, постановки целей и задач. Необходимо также выделить факторы, определяющие характер инновационных стратегий: наукоемкость продукции, доля рынка, научно-технический потенциал, структура продукции по стадиям жизненного цикла и т.д. Для успешного введения инноваций в организации необходимо с максимальной точностью рассчитывать риски, связанные с предпочтениями потребителей, жизненным циклом товара и конкурирующими продуктами, так как инновационная стратегия требует сначала вложения значительных средств, а результат может появиться значительно позже.
3 После анализа внешней и внутренней среды организации, оценки потенциала организации и постановки целей и задач в систему формирования инновационной стратегии входит комплекс мероприятий, включающий также выбор направления развития организации (изменение процесса управления, предоставления услуг, новая продукция, новые рынки и т.д.), выявление плюсов и минусов в возможных последствиях реализации стратегии, перспективы развития организации после применения инновационной стратегии, разработку стратегии и обратную связь (контроль).
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
Инновационные стратегии в условиях рынка могут быть деятельностью организации, направленной на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию новых
ресурсов [1; 2].
Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп [3, с. 147]:
– продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
– функциональные (нацелены на изменение научно-технической, производственной, маркетинговой, сервисной деятельности организации);
– ресурсные (предполагают изменение финансовых, трудовых, информационных и материально-технических условий жизнедеятельности организации);
– организационно-управленческие (затрагивают основы технологий, структуры, методов, системы менеджмента).
Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ организации, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста организации. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы [4, с. 149]:
– стратегии интенсивного развития;
– стратегии интеграционного развития;
– стратегии диверсификации;
– стратегии сокращения.
В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ организации. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.
При определении инновационной стратегии как модели развития организации, делающего в конкурентной борьбе ставку на нововведения, применяется ряд управленческих подходов. В самом общем виде может быть выделено три из них [5, с. 401].
Во-первых, наступательная стратегия. Она характерна для организаций, нацеленных на усиление рыночных позиций, наращивания своей доли рынка. Необходимым условием её реализации выступают: наличие собственной научно-исследовательской базы либо тесное сотрудничество со специализированными в данной сфере организациями. В рамках наступательной инновационной стратегии выделяют несколько разновидностей:
а) стратегия достижения преимуществ по издержкам за счёт удешевления производственных операций как следствия применения новых технологических методов;
б) стратегия создания новых рынков, предполагающая разработку и выпуск принципиально новых видов товарной продукции;