ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации экономики, ужесточения конкурентной борьбы на рынке и перехода России к устойчивому развитию в значительной степени возрастает роль инновационной деятельности коммерческих организаций. В настоящее время разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий являются ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Однако российские коммерческие организации не в полной мере используют инновации для повышения конкурентоспособности реализуемой ими продукции на отечественном и мировом рынках. Особенно это актуально для организаций промышленности, использующих наукоемкие технологии, успех деятельности которых во многом определяется эффективностью управлениями инновациями. Важно уделять внимание стратегиям инновационного характера, так как правильно разработанная и успешно реализованная инновационная стратегия определенно поднимет конкурентоспособность организации любой деятельности [1, с. 14].
Среди факторов, препятствующих инновациям, руководители отечественных организаций обычно называют низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем развития научно-исследовательской базы организаций, отсутствием условий для освоения новейших научно-технических достижений или боязнью самих руководителей внедрять что-то новое в работу организации.
Большой вклад в развитие инновационного менеджмента внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как Баранчеев В.П., Ильенкова С.Д. [2], Ковалев Г.Д. [3], Морозов Ю.П., Поршнев А.Г., Медынский В.Г. [4], Пригожий А.И., Ягудин С.Ю., Фатхутдинов Р.А. [5], Шумпетер Й., Кастельс М, Болуин П., Янсен Ф., Кумпе Т. и др. Основное внимание ученые уделяют структуре инновации, содержанию инновационного процесса, организации инновационной деятельности организаций, процедурам выбора инновационных
решений.
В то же время бурное развитие инновационных технологий, повышение наукоемкости производства привело к возникновению и развитию нового направления в менеджменте – управление знаниями, тесно связанное с инновациями.
Характерной чертой современных инновационных процессов в организации является тесная взаимосвязь стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации должны определять главное направление развития организации. Однако в современной теории стратегического управления инновационные стратегии рассматриваются как стратегии функционального уровня, что позволяет рассматривать инновации как главный конкурентный ресурс и важный фактор развития организации в современных условиях рынка [6].
В связи с этим возникает актуальная научная задача разработки механизмов и инструментов формирования и реализации инновационного потенциала, позволяющих учитывать стратегическую роль инноваций повышения конкурентоспособности и обеспечения развития промышленной организации на основе управления организационными знаниям, которые имеют существенное значение для повышения экономической эффективности деятельности организаций.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что использование инновационной стратегии в организации является одним из ключевых факторов успешной конкурентоспособности организации. Руководители, принимающие это как факт, принимают меры для развития своей организации и роста, применяя научные разработки для анализа состояния среды.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы работы: «Пути и механизмы формирования инновационной стратегии в условиях рынка».
Цель исследования – разработать пути и механизмы формирования инновационной стратегии.
Объект исследования – формирование инновационной стратегии в условиях рынка.
Предмет исследования – способы формирования инновационной стратегии.
Гипотеза исследования – при успешной реализации эффективно разработанной инновационной стратегии повысится конкурентоспособность организации в условиях конкуренции рынка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятиями «инновация» и «новшество»;
2) выявить преимущества использования инновационной стратегии;
3) выявить наиболее оптимальные пути и механизмы развития инновационной стратегии в условиях рынка;
4) сравнить отношение к инновационной деятельности в разных странах;
5) дать рекомендации по совершенствованию стратегии.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников по исследуемой проблеме; анализ нормативно-правовой базы; систематизация теоретического и нормативно-правового материала; анкетирование; обобщение полученного материала.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников в количестве 82; приложений, трех таблиц, семи рисунков.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Стратегия организации означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данной организации по отношению к его конкурентам. Иными словами, стратегия это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
Альфред Чандлер, автор одной из первых работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач организации и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [7].
По направленности действия стратегия организации может быть финансовой, маркетинговой, инновационной – функциональные стратегии, или совмещать в себе несколько направлений. Но большинство авторов книг и учебников по менеджменту отмечают, что любая стратегия содержит элементы инноваций.
Следует разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. А инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [8, с. 15-16].
Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Организация может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей организации, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В любом случае имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения) [9, с. 204].
Все большее число организаций признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но и предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе [10, с. 91].