В молочной промышленности удельный вес сырья и материалов в себестоимости продукции составляет примерно 85%, в том числе сырье 63%. Это значит, что нормальное обеспечение предприятий сырьем и материалами, а также рациональное их использование являются одной из важнейших задач, обеспечивающих ритмичную работу предприятий и повышение их экономической эффективности.
Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные машины и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания, сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самых движущихся накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов лучше или хуже, всегда как-то организованна.
Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистики - органическая взаимосвязь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.
На предприятии логистическая система представлена в виде следующих подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
План производства продукции или производственная программа является основным разделом перспективного и текущего планирования на предприятии. Он определяется на основе продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, на основе производственных мощностей, уровня рентабельности и размеры рыночной доли предприятия.
Производственная программа планируется сроком на год с поквартальной и помесячной разбивкой рассчитывается в натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Стоимостные измерители являются обобщающими, с их помощью определяются объем товарной продукции, валовой и реализованной продукции.
Товарная продукция промышленного предприятия включает все его изделия и работы, полностью законченные производством, соответствующие государственным стандартам или техническим условиям и предназначенные к реализации.
В отличие от товарной в стоимость валовой продукции промышленного предприятия включается стоимость прироста или убыли полуфабрикатов своего производства, а также стоимость сырья и материалов заказчика, независимо от того, оплачены или не оплачены предприятием-изготовителем эти сырье и материалы. В товарную же продукцию стоимость сырья и материалов заказчика включается лишь в том случае, когда эта стоимость оплачена предприятием, изготовившим продукцию. Если стоимость сырья и материалов не оплачивалась заказчику, то изготовленная из них продукция включается по стоимости в товарную продукцию, исключая стоимость сырья и материалов.
Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке заказчикам и подлежащих оплате в планируемом периоде готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, а также работ промышленного характера (включая капитальный ремонт своего оборудования за счет средств амортизации, реализацию продукции непромышленным хозяйствам, находящимся на балансе предприятия).
При этом учитываются изменения остатков готовой продукции на складе предприятия, а также отгруженные, но не оплаченные изделия.
Плановый объем реализации продукции и его отличие от планового объема товарной продукции можно выразить формулой:
Р=Т+(К,-К2). где
Р — объем реализуемой продукции;
Т—товарная продукция;
К, и К2 — остатки готовых изделий на складе предприятия и товаров, отгруженных на начало и конец планового периода.
Сущность показателя объема реализуемой продукции заключается в том, что предприятие-поставщик поставлен в зависимость от платежей покупателей, так как фактически реализованной продукцией может считаться продукция, оплаченная покупателем.
Стоимостные и натуральные показатели проанализированы в пункте 1.3.
Продукция предприятия относится к социально значимой и попадает под действие Закона ПМР «О ценах (тарифах) и ценообразовании», а формирование отпускных и розничных цен на указанную продукцию в 2008 году регулируется Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики № 12 от 10.01.2008 года «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен (тарифов) и ценообразовании».
Для формирования цен на продукцию для производственной программы на самом заводе составляется плановая калькуляция на каждое наименование выпускаемой ОАО «Тирасгюльский молочный комбинат» продукции по статьям затрат в расчете на одну тонну. Причем к полной себестоимости одной тонны определенного вида продукции прибавляются рентабельность, предельный уровень которой установлен Указом Президента ПМР № 12 от 10.01.2008 года (не более 20% от полной себестоимости продукции). Затем определяются отпускная цена одной тонны указанной продукции и соответственно отпускная цена одной единицы. В случае реализации производимой продукции предприятием через фирменную сеть розничная цена одного изделия определяется с учетом установленного вышеназванным Указом предельным уровнем торговой надбавки к отпускной цене (не более 20 %).
Производственная программа ОАО «Тираспольский молочный комбинат» на 2008 год и расчет плановых калькуляций основных видов продукции, выпускаемых на предприятии, приведенный по состоянию на 1 января 2008 года, отражен в Таблице № № 1-4 (Приложение № 3).
Основы планов предприятия составляют договора, заключённые с потребителями продукции и поставщиками материально-технических и сырьевых ресурсов.
Реализация продукции ОАО «Тираспольский молочный комбинат» осуществляется по ценам, установленным самостоятельно, а в случаях, предусмотрен законодательными актами ПМР и решениями Правительства ПМР. по регулируемым и фиксированным ценам.