Ил.20. Контроль успешности программ повышения квалификации
Список литературы
Bums, Т. / Stalker, G.M.: The Management of Innovation. London 1961. Man, R. / Stitzel,M.: Personalwirtschaft — ein konfliktorientierter Ansatz. Munchen 1979. Weber, W.: Betriebliche Weitert»ildung. Stuttgart 1985.
Исходя из новых требований, предъявляемых к работникам в процессе перехода к рынку, в данном разделе проводится анализ содержания и значения фактора социальной компетентности и раскрываются возможности тренинга соответствующих способ- ностей у управленческого персонала.
Переход от экономической системы, основанной на центра- лизованном планировании, к рыночной экономике связан для функционировавших в этой системе предприятий с серьезными изменениями внутренних и внешних факторов, влиявших на все аспекты деятельности. Чтобы успешно пережить этот сложный, сопряженный с радикальными политическими, экономическими и социальными преобразованиями процесс, необходимо произ- вести коренные изменения на предприятии, например:
- разрабатывать, производить и сбывать новые или изменен- ные виды продукции или услуг;
- внедрять необходимые для этого технологии и технические системы;
- изменить организационные структуры и процедуры. Одновременная эффективная реализация этих комплексных нововведений связана с многофакторными изменениями всех происходящих на предприятиях и в отношениях между предпри- ятиями и внешней средой процессов и решаемых задач. Эти мно- гопараметрические и взаимозависимые процессы преобразова- ний должны осуществляться и управляться человеком и для че- ловека. От этого зависит их успех.
Исходя из понимания фирмы как социально-технической сис- темы, можно сказать, что каждый сотрудник вступает на пред- приятии как в функциональные, так и в социальные отношения, вторые нельзя отделить друг от друга. При этом отношение со-
трудников организации друг к другу является фактором эконо- мической эффективности (Marr/Stitzel, 1979, с. 195).
Осуществляемые в рамках перехода к рынку технические, тех- нологические и структурные изменения требуют новой организа- ции социальных отношений как между сотрудниками, так и меж- ду сотрудниками и руководством.
Взаимоотношения работающих на фирме людей в значитель- ной мере определяются их внутренней культурой, т.е. ориента- цией на идеалы, образом мышления и символикой, формировав- шимися в течение многих лет.
В условиях централизованного управления экономическими структурами, всеохватывающего администрирования и ограни- ченной свободы деятельности, бытовавших ранее, поведение со- трудников предприятий бывшей ГДР можно было охарактеризо- вать скорее как пассивно-выжидательное. Такие способности, как творчество, инициатива, преодоление конфликтных ситуа- ций, являлись лишь в некоторых подразделениях предприятий (например, в отделах НИОКР) непосредственно необходимыми для выполнения производственных задач, и поэтому эти способ- ности в целом развивались недостаточно.
В будущем же от проявления этих и других социальных спо- собностей у сотрудников и руководства будет зависеть также, насколько смогут быть обеспечены само существование и долго- срочная конкурентоспособность предприятия в условиях рыноч- ной экономики. Предпосылкой для этого является активизация потенциала всего персонала предприятия. Этот потенциал проявляется в ответственных действиях каждого и во взаимодейст- вии работников друг с другом (Neuberger, 1990, с. 21—36). Эта и без того трудная задача дополнительно усложняется такими обу- словленными процессом перехода к рынку факторами, как неоп- ределенность, нестабильность, разрушение прежней системы ценностей и связанные с ними страх и обеспокоенность занятых на предприятии людей. В такой сложной и постоянно изменяю- щейся ситуации сотрудники должны быть воодушевлены целями фирмы и соответствующим образом мотивированы. Удастся ли это - будет в значительной степени зависеть от того, насколько управленческий персонал фирмы в состоянии повлиять как на индивидуальное поведение сотрудников, так и на процессы взаи- модействия между ними. Чтобы уметь распознать возникающие при этом проблемы и конфликты и управлять ими, необходимо отказаться от авторитарного стиля управления и перейти к коо- перационному стилю. В связи с этим перед руководством встают следующие задачи (см. Pieper, 1989, с. 75):
- необходимость договориться о цели (между сотрудниками и руководством);
- распределение задач, полномочий и ответственности;
- управление при помощи обсуждения; |
- мотивация и стимулирование сотрудников. Помимо способностей к выполнению классических задач ме- неджмента — постановка целей, планирование, принятие peшe- ний и их реализация, организация и контроль (Staehle, 1989, с. 75 и далее) — к управленческому персоналу теперь предъявляются новые требования (ср. Pieper, 1989), позволяющие решать новые задачи:
- стратегическое мышление: обладание стратегическим видени- ем, способность разрабатывать направления действий и доводить их до понимания коллег, предчувствовать на основании "слабых сигналов" будущие тенденции, разрабатывать ориентированные на будущее альтернативы и дополнять их;
- предпринимательские действия: ориентация на клиентуру и рынок, готовность к риску, всеобъемлющая ориентация на каче- ство;
- инициирование и сопровождение процессов развития: вос- приимчивость к сигналам об изменениях и готовность к различ- ного рода изменениям, способность убеждать и направлять ход дискуссий, коммуникативный стиль управления;
- создание культуры фирмы и се подразделений: утверждение ценностей и легитимность действий, разрешение конфликтов и разногласий, управление с ориентацией на систему ценностей:
-мышление, ориентированное на политику фирмы и общест- ва: понимание взаимосвязей между фирмой и внешней средой и умение их использовать, учет общественно-политических аспек- тов и других сведений о внешней среде в качестве переменных при принятии управленческих решений, восприятие диалога с общественными силами как одной из важных задач.
Выполнение этих задач требует очень дифференцированной квалификации менеджеров, т.е. самых разнообразных знаний. способностей и умений (ср. Kuppers. 1981, с. 4).
Степень соответствия способностей (потенциала) человека предъявляемым к нему требованиям характеризует его компе- тентность (ср. Baitsch, 1985, с. 84 и далее).
Разработанная Хинтсрхубером и Поппом "модель компетент- ности в стратегическом управлении" представляет собой удоб- ный каталог для систематизации всех, в том числе и новых, тре- бований, предъявляемых к управленческому персоналу. В соот- ветствии с этим каталогом компетентность руководства является