рефераты по менеджменту

Сканированный текст Марр, Шмидт. Управление персоналом

Страница
1

В распоряжении сотрудников, осуществляющих отбор персо- нала, имеется целый ряд разнообразных методов и приемов ко- торые компонуются в "пакет методов" в зависимости от особен- ностей конкретного рабочего места, на которое претендуют со- искатели. Перечислим основные методы отбора персонала для принятия окончательного решения. |

(1) Оценка документов соискателя, в первую очередь: заявле- ния о приеме на работу, автобиографии, документов об образова- нии, пробных работ, рекомендаций, фирменного опросника.

(2) Методы тестирования и проверки: тесты на способность к конкретным видам работ, психологические тесты (например, тест личности, тест интеллектуального уровня), метод "Assesment Center", под которым понимается комплексный, стандартизиро- ванный метод выявления и оценки различных способностей со- искателей, при котором соискатели разбиваются на группы (обычно по 6-8 человек) и совместно проходят разнообразные, как правило многодневные, многокритериальные программы тестирования.

(3) Собеседование (интервью) с соискателем.

(4) Испытательный срок.

Таким образом, отбор персонала представляет собой много- этапный процесс (ил. 15). Оценка документов соискателей и при необходимости дополнительной информации о них служит пред- варительному отбору. Прошедшие его соискатели подвергаются затем, на втором этапе отбора, проверке путем непосредственно- го контакта с представителями организации, например в ходе собеседования. Признанных подходящими для работы в органи- зации соискателей после этого нанимают на работу, как правило, на испытательный срок, по завершении которого принимается окончательное решение.

Понятие "повышение квалификации"

Профессиональное образование включает в себя два этапа:

первичную профессиональную подготовку и последующее углуб- ление, расширение и дополнение ранее приобретенной квали- фикации.

Учебные процессы после окончания первой фазы образова- ния обобщенно называются повышением квалификации. При этом

в зависимости от преследуемых целей выделяются различные ва- рианты повышения квалификации, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с из- менившейся обстановкой, или доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности.

Иногда о повышении квалификации говорится только в тех случаях, когда речь идет об организованных учебных процессах или учебных занятиях. Подобная узкая трактовка в нашем случае нецелесообразна. Понятие "повышение квалификации" исполь- зуется в более широком значении, т.е. данный процесс включает в себя и учебу на рабочем месте, и самостоятельно организован- ную учебу, например чтение специальной литературы, обмен опытом, посещение выставок.

В ряде случаев повышение квалификации трактуется как си- ноним развития персонала. Это тоже неоправданно. В соответст- вии с доминирующим представлением под развитием персонала понимается всеобъемлющая концепция стимулирования и ис- пользования человеческих ресурсов фирмы, и, значит, повыше- ние квалификации является одним из важных элементов разви- тия персонала.

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации осуществляется в различных фор- мах, которые отличаются друг от друга в зависимости от органи- заторов программ повышения квалификации, степени связи с практической деятельностью, степени организации процесса по- вышения квалификации, содержания, а также целевых групп это- го процесса. Ниже рассматриваются формы повышения квали- фикации в соответствии с указанными критериями.

а) В зависимости от того, кто проводит программу повышения Квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее). Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются

для работников собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным, повышением квалификации. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия. Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее)

•Осуществляется в учебных заведениях. Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное

•Повышение квалификации. В этом случае несколько фирм объединяются и выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для повышения квалификации своих работников.

Преимущества внутрифирменного повышения квалификация заключаются в следующем:

- лучший учет потребностей в специфическом для данной фирмы виде повышения квалификации;

- активизация внутрифирменной кооперации за счет обмена'! опытом между коллегами;

- развитие соответствующего "духа фирмы";

- относительно однородный состав участников;

- как правило, меньшие расходы и лучшие возможности контроля.

Повышение квалификации за пределами фирмы имеет смысл в том случае, если число участников слишком мало, чтобы стои- ло затевать внутрифирменные программы, или если необходимо привлечь извне идеи для инноваций, или если особенно важна атмосфера раскованности в процессе обучения, например при отработке стилей поведения.

б) В зависимости от характера связи с практической деятельно- стью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повы- шение квалификации вне рабочего места.

Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (се- минары, курсы, коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенден- циям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения.

Под повышением квалификации на рабочем месте понимает- ся целенаправленная передача опыта — несистематические и слу- чайные учебные процессы в большинстве своем не принимаются во внимание. Типичными формами повышения квалификации на рабочем месте являются: направленная передача опыта, созда- ние подготовительных рабочих мест (например, мест для асси- стентов, учеников), планомерная и систематическая смена рабо- чего места, системы переводов с одной должности на другую (что часто является предпосылкой для занятия руководящих должно- стей), поручение особых задач и предоставление прав представ- лять фирму вовне, обсуждение актуальных рабочих проблем. Обу- чению на рабочем месте отводятся следующие задачи: ознаком- ление и приобретение навыков в работе на конкретном рабочем месте, претворение в жизнь новых идей, полученных в результа- те повышения квалификации на курсах и семинарах, а также вос- приятие проблем, обсуждавшихся на занятиях.

С учетом особенностей обеих этих форм повышения квалифи- кации наиболее целесообразным представляется их сочетание.

в) В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации выделяют организованное и неорганизованное повы- шение квалификации.

Наряду с организованной формой повышения квалификации определенное значение имеет и неорганизованная, или так назы- ваемая самостоятельная, форма повышения квалификации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту