На основе анализа требований для различных рабочих мест разрабатываются профили требований, использование которых дает ряд преимуществ:
- информация для ищущих работу лиц: соискатель рабочего мес- та знает, что от него требуется, и, следовательно, может сам ре- шить, насколько работа ему подходит. За счет этого существенно снижается вероятность назначения лица на рабочее место, не со- ответствующее его качествам, а также удается в значительной мере избежать разочарования как со стороны нового сотрудника, так и со стороны фирмы;
- более целенаправленная и системная оценка пригодности ра- ботника к занятию данного рабочего места: в ходе собеседования с соискателем становится возможным более конкретно затронуть именно те аспекты, которые непосредственно влияют на успеш- ное выполнение рабочих заданий. Концепцию тестирования со- искателей удастся разработать таким образом, чтобы тестирова- ние позволило определить наиболее важные с точки зрения про- гнозирования степени пригодности соискателя характеристики. Становится возможным построить методику "центра оценки" (Assesment Center) таким образом, что любая особенность на- блюдаемого поведения соискателя представляется небезразлич- ной для его профессиональной деятельности;
- возможность обоснованно проводить консультации по вопросам карьеры: руководители и сотрудники отдела персонала могут да- вать обоснованные советы относительно того, что ожидает обра- тившегося за консультацией сотрудника, который стремится за- нять данный пост; консультируемый сотрудник имеет возмож- ность вынести свое решение на основе конкретных критериев вместо слухов и расплывчатых представлений. Сотрудники могут более точно и четко сформулировать свои цели. У них создается более ясное представление об аспектах, имеющих значимость на рабочем месте и требующих особого внимания;
- критерии, используемые для оценки личных качеств сотруд- ников в рамках системной оценки персонала, могут быть сфор- мулированы с существенно более высокой точностью. С помо-
168 ???
щью анализа требований можно определить, какие личные ха- рактеристики играют существенную роль при вьшолнении задач, а какие имеют меньшее значение, хотя сами по себе могут быть и очень положительными;
- конкретизация целей в рамках развития персонала: становится возможным организовать обучение и тренинг с учетом индиви- дуальных потребностей сотрудников, а также обеспечить систем- ный режим ротации на рабочем месте, в наибольшей степени служащий развитию персонала.
В табл. 13 и на ил. 21 и 22 обобщены некоторые результаты анализа требований к должностям начальников отделов, прове- денного компанией "Люфтганза" в 1991 г. при участии более 80 менеджеров разного уровня.
Должности руководителей различных отделов охарактеризо- ваны 13 параметрами, имеющими различную степень проявле- ния. Совокупность типичных для конкретной должности степе- ней проявления этих параметров представляет собой профиль требований.
Оценка потенциала используется с целью выявления объек- тивной, надежной и актуальной информации о мотивах, внут- ренних установках и склонностях в сфере поведения (свойствах) конкретных лиц, а также для определения их способностей, зна- ний и навыков.
Ниже мы рассмотрим ряд методов индивидуальной оценки потенциала с учетом опыта их применения в компании "Люфт- ганза".
(1) Интервью (собеседование)
Беседа с лицом, ищущим работу, и разговор, предшествую- щий принятию решения о повышении сотрудника по службе, являются наиболее распространенными методами оценки потен- циала. Такая процедура необходима, поскольку она обычно явля- ется единственным источником, дающим представление о моти- вационных и эмоциональных характеристиках (признание, сим- патии, климат), а также о специфике социального поведения тактичность, манеры, доброжелательность) испытуемого лица. Помимо этого, процедура интервью позволяет дать ищущему ра- боту или кандидату на повышение важную информацию о пред- приятии и его будущей позиции.
Несмотря на то что те, кто применяет метод интервью на практике, считают его информативным, эффективным и даже об- щепризнанным, научные исследования показали, что объектив- ность результатов интервью и степень их надежности с точки
Таблица 13
Операционализированные параметры требований к руководству отделов
Параметр |
Операционализация |
Черты личности руководителя | |
1. Ориентация на клиента |
Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребно- стям; отодвигает личные желания на второй план, когда они не совпадают с интересами клиента |
2. Открытость |
Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчи- вости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним' даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании и умении держаться. Может служить образцом для подража- ния. |
3. Активность и умение вы- держивать нагрузки |
Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и умение увлечь за собой других. Стремление к успеху. |
4. Автоном- ность и го- товность к переменам |
Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекает- ся от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже когда это не одобряется. |
Мышление и действия в ходе самостоятельной работы | |
5. Интеллекту- альные спо- собности |
Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их также в конкретные решения. Перенимает информацию и опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает заезженных путей. |
6. Профессио- нальная ком- петентность |
Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, приобретенными благодаря образованию и практическому опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их изучить. |
7. Предприни- мательское мышление и общественная ответственность |
Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответст- венности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; обладает способностью видеть перспективы. |