Фаза эксплуатации зависит от степени освоения производственого потенциала объекта. Здесь могут возникнуть проблемы освоения технологии и оборудования, недостаточной производительности, нехватки квалифицированного персонала, мало опыта рабочих и специалистов. Поэтому эксплуатируемый объект дает отдачу постепенно. В зависимости от конкретных условий процесс может растянутся на полгода, год и более.
Фаза эксплуатации протекает длительное время ( месяцы и годы ), до тех пор пока не выявится необходимость каких – либо изменений в конструкции изделия, технологии производства, оборудовании. После этого проект переходит в преобразовательную фазу, т.е по существу, в новый проект.
Если анализ эксплуатации проекта показывает нецелесообразность и неэффективность его дальнейшего существования, то проект вступает в ликвидационную фазу. В этой фазе объем выпуска продукции снижается до нуля, проводится демонтаж оборудования, его распродажа или утилизация, расформировывается коллектив, распродается имущество и, если необходимо, ликвидируется сам субъект хозяйствования.
ВЫВОДЫ
Рассмотрены основные виды, типы и классы инвестиционных проектов. Показано, что в области проектирования инвестиционные проекты различаются по типам: организационные, экономические, социальные, технические; по классам: монопроекты, мультипроекты,
мегапроекты; по видам: инновационные, научно-исследовательские, коммерческие, комбинированные.
Структура инвестиционных проектов зависит от основных составляющих элементов проекта, от вида деятельности проекта, от состава участников проекта.
Рассмотрены основные фазы жизненного цикла проекта состоящие из: 1) прединвестиционной фазы 2) инвестиционной фазы 3) эксплуатационной фазы.
Прежде чем рассматривать понятие управления проектом необходимо дать определение менеджменту. Менеджмент является важнейшим составляющим всего процесса управления.
Менеджмент целесообразно рассматривать со следующих сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления и его функции), как форму предпринимательской деятельности. Менеджмент ( англ. management — управление ) можно определить как такую систему экономического управления производством, которая включала бы совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические приемы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Оба эти раздела менеджмента имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением. Управление — “процесс выработки и осуществления управляющих воздействий” [1]. Управляющее воздействие — это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения конкретной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает их передачу и при необходимости преобразование в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента — это мероприятие экономического характера.
Можно дать два основных понятия управления проектами, которые чаще всего приводятся в литературе.
Управление проектом – это деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении всего жизненного цикла проекта с применением системы современных методов и техники управления, главная цель которой – обеспечение эффективной реализации определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта [9, с.224].
Управление проектом – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненого цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.
Управление проектом, по сути, управление изменениями.
Международное понятие управление проектами возникло еще в середине XX века. В настоящее время понятие управление проектом представляют как системную модель.
Согласно определению стандарта ISO 10006:1997 "Qualiti Management" управление проектом включает в себя:
- планирование;
- организацию и контролирование всех аспектов проекта;
- управление ими в виде непрерывного процесса, направленного на достижение целей проекта.
В условиях ограниченных временных рамок и ограниченных ресурсов управление проектами осуществляют с применением специфических методов, средств и инструментов и технологий на основе теоритических знаний и практического опыта в области управления проектами.
Согласно Своду знаний по управлению проектами издаваемому Институтом управления проектами США ( PMI ), понятие управление проектами трактуется в терминах процессов и областей знаний и представляет собой процессную модель. Выделяют пять групп процессов:
1) введение;
2) планирование;
3) выполнение;
4) управление;
5) закрытие
и девять областей знания, проектное управление:
1) интеграцией;
2) возможностями;
3) времением;
4) стоимостью;
5) качеством;
6) человеческими ресурсами;
7) коммуникациями;
8) риском;
9) поставками.
Управление проектом представляют также как системную модель, состоящую из трех взаимосвязанных блоков:
1. Субъектов управления;
2. Объектов управления;
3. Процессов управления осуществления проекта.
1. Субъекты управления:
- инвестор
- заказчик ( владелец )
- генконтрактор
- генподрядчик
- исполнитель
- команда управления проектом ( управляющий проектом, функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта ).
2. Объекты управления:
- системы ( социально – экономические, отраслевые, региональные и др.);
- проектно – ориентированные организации;
- программы;
- проекты;
- фазы жизненного цикла объекта управления.
3. Процесс осуществления проекта; реализуется посредством прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления и содержит:
- стадии процесса управления, включающие группы процессов;
организацию и запуск проекта и его отдельных фаз, планирование проекта, организацию и контроль выполнения работ проекта, анализ и регулирования хода работ проекта, закрытие проекта и его частей;
- функции управления, включающие: управление предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью и финансами в проекте, управление качеством в проекте, управление рисками в проекте, управление персоналом в проекте, управление коммуникациями в проекте, управление поставками и контрактами в проекте, управление изменениями в проекте.
Приведенные понятия управления проектом исходят из классических и современных теорий управления, широко используемых во всем мире.