Бухгалтер – решает вопросы отчетности, представление интересов фирмы в налоговых органах и различных инстанциях, контроль на изменением законодательств в области бухгалтерского учета и аудита; составление текущих отчетов, начисление зарплаты сотрудников.
Торговые агенты – основная обязанность которых заключается в сборе информации, поиске контактных лиц, первичной информации (адрес, стоимость аналогичной продукции и пр.).
Заведующий складом – контролирует движение материалов и товаров, которые хранятся на складе, ведение отчетности.
Торговля предприятия осуществляется через торговую точку. По предлагаемому ассортименту товаров магазин является специализированным — в нем представлены товары нескольких товарных групп, объединенных общностью спроса. В таблице 2.1 представлена краткая характеристика торговой точки, ее ассортимент, оснащенность, описание форм торговли и методов обслуживания.
Таблица 2.1.
Характеристика торговой точки ТОО «ХХХ»
Направление торговли |
Товары для спецтехники |
Ассортимент товаров |
Рукава высокого давления, РТИ, ручной инструмент, метизы, стропы, электроды, гидромоторы, запчасти для спецтехники |
Общая площадь, кв. м. |
74 |
Торговая площадь, кв. м. |
52 |
Количество работников, чел. |
3 |
Методы торгового обслуживания |
Торговля через прилавок: - предложение товара покупателю; - демонстрация; - упаковка; - пробивка чека. |
Для более полного анализа деятельности предприятия, рассмотрим внешнюю среду, а именно состав покупателей, поставщиков.
По данным, полученным в ходе непосредственного наблюдения за покупателями в торговом зале ТОО «ХХХ» и информации, полученной от работников исследуемого предприятия, основной категорией покупателей являются мужчины в возрасте 35-40 лет и от 45 лет и старше. Возрастной состав покупателей изображен в виде диаграммы на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Возрастной состав покупателей ТОО «ХХХ»
Основными конкурентами являются другие предприятия, находящиеся поблизости и продающие те же группы товаров, что и ТОО «ХХХ». Главным конкурентом является «Строй Март» - филиал костанайского предприятия. Его ассортимент запчастей к спецтехнике гораздо шире, чем у «ХХХ», на рынке предприятие известно давно и имеет много постоянных клиентов. Но склад «Строй Март» находится в Костанае, а ассортимент товара строго определен.
У другого конкурента – магазина «Город инструментов» большой выбор инструмента, но только инструмента.
Что касается еще одного предприятия-конкурента – предприятия «КМЗ», то оно предлагает своим покупателям болты, гвозди и другие КМЗические изделия, а «ХХХ» имеет широкий ассортимент товара, который включает в себя и инструменты, и запчасти к спецтехнике, и метизы, и многое другое.
Также необходимо заметить, что на рынке розничной продажи инструментов и КМЗических изделий нет явно выраженного рыночного лидера – вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов, в той или иной степени опережая и или отставая друг от друга.
Таким образом, можно сделать заключение, что конкуренция на этом рынке довольна острая. Появление на рынке товаров-заменителей не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может изменить ситуацию лишь на какое-то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Одним из ключевых моментов в конкурентной борьбе являются взаимоотношения и взаимозависимость предприятия и его поставщиков. Чем более предприятие зависит от поставщиков, тем более трудным и дорогостоящим будет отказ от их услуг. Исследуемое предприятие имеет определенное количество поставщиков даже одной и той же продукции. Это дает большие гарантии отсутствия перебоев в снабжении товаром, нежели в случае с одним поставщиком. Также это дает возможность найти наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями поставки.
Можно сделать вывод что на рынке присутствуют все три вида конкуренции – функциональная, так как предприятия-конкуренты продают товары удовлетворяющие одни и те же потребности; видовая, так как на рынке присутствует соперничество между различными товарами удовлетворяющими одну и туже потребность (товары различных марок); предметная, так как предприятия-конкуренты продают идентичные товары (товары, которые пользуются особенно повышенным спросом). В конкурентной борьбе на рынке доминирует ценовая политика. В большинстве случаев покупатель ориентируется на цену товара, а затем на все остальное. Поэтому изучаемое предприятие снижает цены на некоторые товары.
Для изучения сильных и слабых сторон в деятельности предприятия с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды был проведен SWOT-анализ (таблица 2.2.).
Таблица 2.2.
SWOT-анализ предприятия ТОО «ХХХ»
Р1 – продукт | Р2 – цена | Р3 – сбыт | Р4 – продвижение | |
S - сила |
- широкий ассортимент; - сертифицированная система качества; - возможность доставки товара по предварительному заказу. |
- гибкая система скидок; - наличный и безналичный расчет; - цены ниже, чем у конкурентов. |
- отлаженная сбытовая сеть; - повышение покупательской активности в летний период. |
- реклама в средствах массовой информации; - наружная реклама; -предпродажные консультации; -индивидуальный подход к каждому заказу. |
W – слабости
|
- наличие такого же ассортимента у конкурентов. |
- отсутствие маркетингового отдела; - отсутствие маркетинговой программы; - недостаток в рекламной политике. | ||
O-возможности |
- прием заказов от крупных строительных компаний; - расширение и углубление товарного ассортимента. |
- завоевание других сегментов покупателей с более низким уровнем дохода. |
- организация выбора и заказа через Интернет. |
- проведение акций, стимулирующих сбыт. |
Т – угрозы |
- расширение ассортимента у конкурентов. |
- рост цен у поставщиков; - более гибкая система скидок у конкурентов. |
- на рынке много конкурентов: «Строй Март», «КМЗ» и другие. |
- реклама фирм-конкурентов более эффективная. - высокие расходы на рекламу. |