Таким образом, гипотеза естественного уровня безработицы обосновывается сторонниками концепции адаптивных ожиданий с точки зрения ожидания будущей инфляции и адаптации, приспособления к ней участников экономического процесса. Именно М. Фридману принадле-жит идея построения "вертикальной кривой Филлипса (см. рис. 4). Главное, однако в данной концепции состоит в заявлении, что в долгосрочном временном интервале, обратно пропор-циональной связи между инфляцией и безработицей не существует.
Рис. 4.
P
и
н
ф
л А
я 9
ц
и А
я 6
(%)
3 В А
4 6
U-безработица (%)
Итак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во многих странах мира одновремен-но росли как безработица, так и инфляция. В указанные промежутки времени экономика индустриальных стран столкнулась с явлением стагфляции, т.е. в ней одновременно присутствовали и большая безработица (стагнация) и высокая инфляция. Переливание безработицы в инфлицию опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты "компромисса между инфляцией и безработицей", правительства большинства западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.
Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возмо-жен только при естественном уровне безработицы. "Естественный уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в эконо-мике"[1]. Идея того, что при полной занятости должна быть некоторая безработица, кажется странной до тех пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно изменяется, создаются новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди пополняют рынок труда и покидают его. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях.
Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции застав-ляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляцион-ную) политику.
Сбивать темпы инфляции - значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию.
В мировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Однако перед тем как перейти к их характеристике, необходимо сформулировать цель последней. Полная победа над инфляцией в современных условиях невозможна, так как невозможно устранить все факторы, ее вызывающие и разрушить ее механизмы (бюджетный дефицит, диспропорции в народном хозяйстве, монополистические структуры в экономике, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, неуправляемые перемещения краткосрочных спекулятивных капиталов между странами и т.д.).
Поэтому цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию уп-равляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный (монотаристский) и гетеродоксальный (кейнсианский). Ортодоксальный вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает:
-регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком, регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком, обязательные резервы коммерческих банков;
-операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг,
-либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке, введение свободных цен при ограничении роста зарплаты и поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
-постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
В кейнсианских стабилизационных программах для выхода из экономического кризиса предлагается снизить налоги для увеличения совокупного спроса. Это необходимо делать не в начале экономического кризиса, а лишь после того как производство достигнет своей низшей точки падения, т.е. по окончании волны банкротств. Снижение налоговых ставок тогда будет стимулировать только эффективные хозяйства и создавать условия для их развития и рыночной экспансии. Во время подъема, наоборот, предлагается увеличить налоговые ставки в целях покрытия государственного долга, накопленного в депрессивный период, когда возрастали государственные расходы во имя поддержки производства. Кроме того, предполагалось, что рост налоговых ставок в период подъема предотвратит нарастание диспропорций, так называемый перегрев экономики, и создаст тем самым благоприятные условия для сбалансированного роста. Он предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:
прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы, государственное регулирование цен, государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы, государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса, временное замораживание роста цен и заработной платы,
меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего псредством снижения налогового бремени, развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций.
Позиция сторонников жесткой монетарной политики. Усиление государственного регулирования экономики, использование тех или иных административных ограничений либо не эффективно, либо грозит возвращением государственной административной системы. Главное препятствие на пути выхода из кризиса с последующим переходом к экономическому росту - инфляция. Государство контролирует эмиссию денег и тем самым может оказывать влияние на экономику, хотя не всегда такое влияние благотворно. По-видимому, в основе призывов сторонников перехода к золотому стандарту, т.е. обмена бумажных денег на золотые монеты или слитки, лежит именно идея ограничения возможности государственной власти контролировать денежную массу. Если денежная масса и спрос (особенно на промежуточную продукцию) будут расти ограниченно, предприятия рано или поздно перестанут повышать цены. Правда, при этом производство сократится. Но сокращение произойдет за счет неэффективных, убыточных производств. Это неизбежно и в определенной степени желательно, поскольку высвободит ресурсы для развития эффективных, прибыльных предприятий, которые и станут базой последующего подъема экономики.