Индекс потребительских (розничных) цен (consumer price index -CPI) рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 городам страны). В общем виде его можно представить так:
Потребительская корзина в текущих ценах
ИПЦ = ————————————————————— х 100.
Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов ВНП, понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит сле-дующим образом:
Объем производства текущего года в текущих ценах
Дефлятор ВНП = ————————————————————————
Объем производства текущего года в ценах базового года
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется по отношению к предыдуще-му периоду времени, например, году, кварталу, месяцу. Измеряется эта скорость с помощью индекса цен, который определяет общий уровень цен по отношению к базовому.
Чтобы определить темп инфляции, необходимо вычесть индекс цен прошлого года (квартала, месяца) из индекса цен текущего года (квартала, месяца), затем разделить эту разность на ин-декс цен текущего года и полученный результат умножить на 100. Так, если в прошлом году индекс цен был равен 100, а в текущем году составляет 130, то темп инфляции будет равен примерно 15 %; (темп инфляции = (130 --110)/130 100 = 15,4)
Кроме этого параметра в экономике используется так называемое правило 70, с помощью
которого можно подсчитать, какое количество лет приблизительно потребуется для удвоения темпов инфляции. Для этого достаточно разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции. В нашем примере такое удвоение будет достигнуто через 4,7 года, если темп инфляции не из-менится. Идеальных статистических индикаторов пока не существует.
По темпу инфляция делится на виды; ползучая (умеренная), галопирующая и гиперинфляция. Количественно оно не абсолютно. В каждой конкретной стране, в конкретный период оно может быть разным. Так, если диапазон ползучей инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе оценивался от 3 до 10%, то в 80-е годы - в пределах 4-6% в год. В таких условиях сохраняется стоимость денег и поэтому для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах.
В табл. 1 показаны темпы роста потребительских цен в промышленно развитых странах мира, динамика которых в последнее десятилетие укладывается в рамки умеренной инфляции.
Таблица 1 Рост потребительских цен (%)
Страна |
Годы | ||||||||
1960-1972 |
1972-1980 |
1980-1985 | 1986 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | |
США | 2,9 | 8,8 | 6,8 | 2,0 | 4,0 | 4,8 | 5,4 | 4,2 | 3,0 |
Япония | 5,7 | 9,9 | 3,6 | 0,5 | 0,7 | 2,3 | 3,1 | 3,3 | 2,1 |
Германия | 3,1 | 5,0 | 4,2 | -0,2 | 1,3 | 2,8 | 2,7 | 3,5 | 4,8 |
Великобритания | 4,7 | 15,1 | 9,0 | 3,4 | 4,9 | 7,8 | 9,5 | 5,9 | 5,4 |
Италия | 4,2 | 16,0 | 15,1 | 6,0 | 5,1 | 6,3 | 6,4 | 6,4 | 5,4 |
Составлено по: Фишер С. и др. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 621; Сажина
М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Экономика, 1995. С. 243.
Второй вид - галопирующая инфляция. При ней цены начинают удваиваться, утраиваться ежегодно (рост цен составляет 20-200% в год). Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем, покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей - не заключать контракты на основе индексации.
Этот вид инфляции можно проиллюстрировать с помощью показателей динамики цен в странах Восточной Европы, которые приведены в табл. 2.