Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
Необходимо срочно провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую функцию налогов. Государство в доходной части своего бюджета должно ориентироваться на такую налоговую политику, которая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения. Особое внимание следует обратить на НДС (24,7% поступлений в бюджет), который при падении производства только усугубляет инфляцию, так как прямым образом влияет на увеличение цен.
Полезным является совершенствование платежно-расчетного механизма, включая использование кредитных карточек и выплату зарплаты через банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.
Перспективным направлением ограничения инфляции издержек в условиях России является заключение межотраслевых соглашений по ценам, которые позволяют обуздать "аппетиты" естественных монополистов (МПС, РАО "ЕЭС", РАО "Газпром" и др.) и тем самым предотвра-тить рост издержек по технологическим цепочкам. При этом следует исключить политику ценовой дискриминации по отношению к тем потребителям, которые не участвуют в данных соглашениях.
Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Трансакционные издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и "отмываемых" в находящихся под контролем мафии банках и других кредитных учреждениях. По некоторым оценкам, объем преступных доходов, "отмываемых" в России, равен годовому бюджету страны.
Успеха в борьбе с указанным негативным явлением можно добиться, интенсифицировав работу по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего это касается финансового, фондового и валютного рынков.
Необходимо предпринимать меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Они воп-лощаются в механизме "импортируемой" инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достигла таких масштабов, что эта валюта зачастую выполняет функции рубля, в частности функцию меры стоимости. Около 15% доходов население регулярно тратит на приобретение наличной валюты (в 1995 г. на эти цели было потрачено 135 трлн. руб.). Увеличение вкладов россиян в иностранную валюту ведет к дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отечественной экономики.
Важная роль в регулировании инфляции принадлежит Центральному банку РФ. Одной из важнейших является проблема расширения сферы денежных отношений путем вытеснения суррогатов денег из оборота, замены бартера денежными расчетами. Однако эмиссия денег в целях увеличения коэффициента монетизации требует контроля и научно обоснованного определения потребности хозяйственного оборота в деньгах.
Большое внимание следует уделить состоянию банковской системы, которая понесла огромные потери капитала в период кризиса с августа 1998 г., а главное - банки утратили доверие вкладчиков. Поэтому 'важным направлением исследования является программа реструктуризации банковской системы, санация ведущих банков федерального и регионального значения, поддержка со стороны Центрального банка РФ. Но при этом важно оказывать эту помощь не за счет эмиссии денег во избежание инфляционных последствий.
Стратегической задачей банковской системы должна стать ее ориентация на подъем экономики, так как не может быть стабильных и сильных банков в условиях экономического спада.
Рискованные же валютные и фондовые операции, как показали драматические события в России в августе 1998 г., завершаются кризисом.
Цель предлагаемой антиинфляционной модели - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится согласованный низкий уровень инфляции.
Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.
Заключение
Небольшая инфляция при наличии резервов в стране может стимулировать развитие экономики. Но, как свидетельствует мировой опыт и опыт России, в конечном счете инфляция вызывает разрушительные социально-экономические последствия. Многие экономисты сравнивали инфляцию с налогом и худшим видом принудительного займа, так как это один из методов перераспределения национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, торговых посредников, спекулянтов и государства за счет населения, получающего фиксированные денежные доходы.
Темпы инфляции в России с августа 1998г. до декабря 2001г. снизились с 84,4% до 22,2%.
Это дает надежды на начало финансовой стабилизации в России, которая означает:
- воссоздание важнейшего (хотя и не единственного) предварительного условия прекраще-
ния хозяйственного спада и восстановления экономического роста, хотя, конечно же, нет
гарантии, что рост начнется именно завтра;
- улутшение инвестиционного климата;
- совершенно иной уровень ответственности при принятии любых экономических решений
как на макро-, так и на микроуровне;
- радикальное снижение инфляционного налога, значительную часть которого вынуждена
платить наименее защищенная часть населения - пенсионеры, студенты, люди, занятые в