* Источник: Госкомстат.
Приведены данные по состоянию на конец периода. Показатели декабря 2000 г. приняты за 100.
** Общая химическая промышленность (за исключением нефтехимии).
ДИНАМИКА ПОСЛЕДНИХ МЕСЯЦЕВ
Темпы потребительской инфляции остаются невысокими: индекс потребительских цен, оставшийся неизменным в августе, в сентябре повысился на 0,6%. В сентябре 2001 г. темпы прироста индекса потребительских цен за предыдущие 12 месяцев понизились до 20%, что является самым низким показателем за период с ноября 2000 г. Низкие темпы инфляции объясняются в основном сезонным снижением цен на продовольственные товары, продолжающимся третий месяц подряд и составившим в сентябре 0,2%. В то же время индекс цен на непродовольственные товары вырос в сентябре на 1,2%, а индекс цен на платные услуги увеличился на 2,6%.
За повышением инвестиционного спроса последовало некоторое повышение темпов прироста индекса инвестиционных цен, составившее в августе 0,9% по сравнению с 0,7% в июне. Тем не менее двенадцатимесячные темпы прироста индекса инвестиционных цен в августе равнялись 21,4% и, таким образом, лишь незначительно превысили двенадцатимесячные темпы прироста индекса потребительских цен, составившиеся в этом месяце 20,8%.
В августе 2001 г. сводный индекс цен производителей, исчисленный на основе цен производителей в промышленности, строительстве, с/ хозяйстве, грузовом транспорте, а также цен на услуги связи для предприятий и организаций, повысился на 0,5%, что является самым низким показателем с августа 1998 г. Индекс цен производителей в промышленности не изменился по сравнению с июлем, цены производителей на услуги связи для предприятий и организаций возросли только на 0,2%, а цены производителей с/хозяйственной продукции вообще понижаются третий месяц подряд благодаря высокому урожаю. В то же время тарифы на услуги транспорта повысились на 5,2% (в результате роста тарифов на железнодорожные перевозки на 9,5%), что стало основной причиной общего прироста индекса цен производителей в августе. Темпы увеличения сводного индекса цен производителей за предыдущие 12 месяцев составили в августе 21,6%, в промышленности 17,4%, а тарифы грузового транспорта выросли на 42,5%.
Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны, в итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.
Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, переход от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые испытала на себе Россия в связи с гиперинфляцией.
Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика эффективно действует в современной рыночной экономике с ее развитой и гибкой кредитно-денежной сферой. В условиях России она ведет не столько к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, сколько к острой нехватке платежных средств. В результате этого предполагаемое повышение цен частично или полностью переводится в кризисное сокращение производства и другие отрицательные явления, наиболее серьезными из которых являются неплатежи (предприятий друг другу и государству) и задержки выплаты зарплаты. При этом следует иметь в виду, что неплатежи отраслей, находящихся в неблагоприятном финансовом положении, перераспределяются как на наиболее рентабельные сектора экономики (в первую очередь ТЭК), так и на государственный бюджет, во многом сводя на нет усилия по стабилизации. В самом деле, в 1993-1994 годах такой лидирующий сектор российской экономики, как ТЭК, компенсировал задолженность ему потребителей значительными налоговыми льготами.
Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен достигается за счет падения производства, а это, в конечном счете, делает крайне непрочным и само замедление инфляции. С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2 раза, 1995 г. - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций1.
Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 г.), строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство производственного сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля. Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены.
Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 г., обнажил эфемерность официально объявленной финансовой стабилизации и победы над инфляцией, вызвал глубокие экономические и социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение темпа “бегства” капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на потребительском рынке. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.
В сложившейся ситуации государству следует предпринять шаги по разрешению денежного кризиса в реальном секторе. Они могут заключаться в снижении ставки рефинансирования и доходности государственных казначейских обязательств.
Среди других шагов в этом направлении можно выделить разработку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.