рефераты по менеджменту

Теория экономического прогнозирования

Страница
25

В результате формируется новая информация о доходности и рента­бельности подразделений предприятий и видов продукции, составляются модели трендов объемных показателей, сметные уравнения ожидаемых за­трат по центрам ответственности, информация о минимально необходи­мых выплатах из прибыли, о портфеле заказов по поставщикам, подрядчи­кам, покупателям и заказчикам и т.д.

Вся перечисленная информация, включая традиционные учетные данные, содержащиеся в официальной статистической и финансовой от­четности, составляют банк базовых данных, являющихся входной инфор­мацией для банка моделей. Для получения на основе этих данных управ­ленческой информации их следует подвергнуть обработке специальными программами обобщения данных, и тогда они уже в обобщенном виде по­служат материалом для управления на различных ступенях иерархии.

При создании интегрированной УИС устраняется негативное воз­действие искусственных границ между подразделениями. Информацион­ные потоки в интегрированной системе становятся естественным отраже­нием действительных взаимосвязей всех процессов в рамках предприятия и позволяют создать имитационную модель сложной хозяйственной струк­туры.

Используя имитационные и оптимизационные модели из банка управленческих моделей (например, балансовые модели, экстраполяционные модели, сметные уравнения), можно определить воздействие измене­ний в производственной программе и потенциале предприятия или влия­ние изменения стоимостных параметров на высшие конкретные (стоимо­стные) цели предприятия, что может служить основой для принятия необ­ходимых решений руководством предприятия.

Организация и этапы разработки экономических прогнозов

Организация работ по прогнозированию представляет собой ком­плекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозирова­нию являются:

• сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации;

• подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;

• формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управ­ления.

Рациональная организация работ по прогнозированию должна обес­печивать оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на проведение прогнозирования. Выполнение этих требова­ний возможно при соблюдении определенных принципов организации ра­бот по прогнозированию, представленных в табл. 5.1.

Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре должно существовать специализированное подразделение, рабо­ту в котором должен координировать и возглавлять один из высших руко­водителей, так как в противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно эффективной.

При решении организационных вопросов необходимо установить, будет ли весь прогнозный расчет выполняться штатными сотрудниками или будет принято решение по привлечению специализированной консал­тинговой организации.

При разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических про­гнозов в ряде случаев целесообразно привлекать внешних консультантов. Для такого привлечения существует ряд аргументов:

1. Прогнозирование требует профессионализма: специалист лучше владеет сложной методологией исследования, включающей разнообразные методы.

2. Выполняя прогнозные работы в различных областях деятельности, консультант лучше ощущает связи между элементами целого, поэтому он может лучше реализовать системный подход как основу прогнозирования.

Не являясь штатным сотрудником, внешний консультант больше заинтересован в объективности и эффективности прогноза и более объективен, так как не зависит от мнений других членов и руководителей хозяй­ственной структуры (с чем вынужден считаться штатный сотрудник).

Таблица 5.1.

Принципы организации работ по прогнозированию

Принцип

Содержание

Адресность

Выполнение прогнозов для строго определенного заказчика

Параллельность

Использование для сокращения времени сбора и обработки ин­формации и выполнения прогнозирования

Непрерывность

Систематический сбор и обработка поступающей информации и внесение корректив в прогноз

Прямоточность

Строго целесообразная передача информации от одного исполни­теля к другому по кратчайшему пути

Автоматичность

Сокращение времени и затрат на сбор и обработку исходных дан­ных и выполнение прогнозирования

Адекватность

Оценка вероятности реализации выявленной тенденции

Управляемость

Применение количественных оценок показателей качества и за­трат, экономико-математических методов н моделей

Альтернативность

Вероятностный характер прогнозирования, формирование аль­тернатив развития в зависимость от поставленных целей

Адаптивность

Изучение и максимальное использование факторов внешней и внутренней среды объекта прогнозирования, приспособление ме­тодов и параметров прогнозирования к этим факторам, к кон­кретной ситуации

Привлечение консультантов-экспертов при разработке прогнозов обосновано на стадии сценарного прогнозирования, где требуется большое число экспертных оценок, аналитических расчетов.

Если же принято решение о прогнозировании силами штатных со­трудников, то руководитель должен определить:

- перечень и характер участия подразделений в этой работе;

- методику, формы, сроки выполнения работы;

- ответственных за выполнение различных операций;

- порядок принятия и реализации прогноза.

Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выде­лить следующие этапы (см. п.п. 1.1, 1.3): сбор, анализ и корректировка материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и про­блем повышения качества продукции; разработку прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту