рефераты по менеджменту

Теория экономического прогнозирования

Страница
5

Все управленческие решения, в чем бы ни заключался их смысл, и на реализацию какой функции управления они бы ни были направлены, все­гда связаны с целью приведения объекта управления в желаемое состоя­ние. Это состояние можно оценить качественно и количественно. Для

формирования системы этих показателей первоначально необходимо четко сформулировать цель развития хозяйственной структуры.

Определение целей развития экономических объектов следует начи­нать уже с процесса прогнозирования (а не в ходе планирования, как это обычно делают, превращая прогнозирование лишь в метод поиска основ­ных тенденций, в то время как оно должно являться инструментом управ­ления и принятия решений). Первоначально необходимо сформулировать глобальную (главную, основную) цель, а затем осуществить ее декомпози­цию на подцели. Декомпозиция целей во времени и пространстве в соот­ветствии с организационной структурой предприятия образует иерархиче­скую структуру задач, последовательное и параллельное решение которых должно обеспечить достижение цели (иерархию целей).

Глобальная цель может быть представлена как иерархическая сово­купность множества взаимосогласованных и взаимодействующих целей локальных уровней. Ее можно представить в виде древовидной структуры («дерева целей») - Z.

Z={Z0,Zkl,Zik, .,Zin}, (1.1)

где Zo - начальный момент (цель, мероприятие, ресурс);

Z' - множество элементов на i-ом уровне (локальные цели i-го уровня);

I - номер уровня дерева взаимосвязей;

n - количество элементов на i-ом уровне.

Для оценки состояния хозяйственной структуры до и после осущест­вления прогнозирования и управленческого воздействия на его основе не­обходим обоснованный критерий, который выражается как некоторая функция от состояния системы. Критерий выступает в виде признака, по которому функционирование системы признается наилучшим из возмож­ных вариантов. Для сложных хозяйственных структур, в силу их много­гранности, критерий является многомерным фактором, который включает в себя в качестве компонентов параметры эффективности. К параметрам эффективности относят наиболее важные параметры системы, которые по­зволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных целей. Ими могут выступать стоимость, доход, прибыль (убытки) и т.д. [8]. Результатом системного анализа является создание системной моде­ли объекта прогнозирования. Модель системы позволяет лучше понять объект. При разработке прогноза желательно создать типовое представле­ние .(абстрактную модель) изучаемого объекта, позволяющее применять при анализе и последующем прогнозном моделировании некоторого абст­рактного типового аналога с унифицированным набором исходных данных и связанных с ним приемов диагностики и прогнозирования.

Типовое представление сложной структуры позволит получить ми­нимальный набор информации об объекте и субъекте, корректно решать задачи управления ими.

В экономической литературе [8,9] типовые представления делят на два класса:

• кибернетические, абстрагирующиеся от структуры представляемого объекта (к этому классу относят модель «параметр-поле допуска»);

• некибернетические, то есть учитывающие структуру объекта.

Некибернетическое представление, в свою очередь, может быть функционально-декомпозиционным, представленным в виде контуров об­служивания, или агрегативно-декомпозиционным.

При функционально-декомпозиционном представлении, исходя из располагаемой информации, составляется функциональный портрет объек­та прогнозирования, где фиксируются участие подсистем в реализации определенных функций цели системы. В состав таких портретов может включаться информация об участии подсистемы в реализации целевой функции, характеристики подсистемы с точки зрения разработки (напри­мер, производственные площади, объемы финансирования и т.п.).

Преимуществом такого представления является небольшой объем исходной информации, что позволяет проводить анализ сверхсложных систем, а также систем на начальных стадиях разработки.

Представление в виде контуров обслуживания основано на опреде­лении набора взаимосвязанных элементов, функционирование которых направлено на решение задач управления процессом в системе, при этом объект рассматривается в виде взаимосвязанной совокупности технологи­ческих процессов.

При агрегативно-декомпозиционном представлении сложная систе­ма рассматривается как агрегат, который в каждый момент времени нахо­дится в определенном состоянии, имеет входные каналы и выходные сиг­налы.

Агрегатное представление более наглядно и может быть рекомендо­вано для использования при типовом представлении объекта исследова­ния. Схематично представление объекта прогнозирования в виде агрегата показано на рис. 1.7.

На выходе типового агрегата находится соответствующий товар с присущими ему качественными характеристиками.

Типовое представление объекта прогнозирования в дальнейшем по­может подобрать адекватный метод разработки прогноза.

Как ранее было отмечено (см. п. 1.1), процедуре прогнозирования предшествует подготовительный исследовательский этап. На этом этапе осознаются, структурируются и четко формируются цели прогноза, то есть из прогнозной среды выделяется объект прогнозирования как целостная система, фиксируется соответствующий цели аспект ее функционирования

и развития, проводится структурная декомпозиция и строится многоуров­невое описание.

Внешняя среда

Вход

Выход Выход

Обратная связь

Рис. 1.7. агрегативно-декомпозиционное представление объекта прогнозирования

Условные обозначения:

1.1 - повышение качества продукции;

1.2 - ресурсосбережение на всех стадиях технологической цепочки;

1.3 - расширение рынка сбыта;

1.4 - организационно-техническое развитие производства (в т.ч. внедрение инноваций);

1.5 - социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 - ресурсное обеспечение (сырье, материалы, ввод мощностей);

2.2 - информационное обеспечение;

2.3 - правовое обеспечение;

3.1 - организация процессов основного и вспомогательного производства;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту