Методами экспертных оценок решается целый ряд задач планирования и прогнозирования. Основными являются: распределение различных видов ресурсов с установлением приоритетности; формирование целей и задач планирования по уровням управления и их ранжирование по важности; определение возможных вариантов решения задач с оценкой предпочтительности каждого из вариантов; оценка степени влияния на объект различных факторов; определение перспективных направлений развития производственной системы, организационно-функциональной структуры; оценка деятельности предприятий или подразделений (когда оценка производится по множеству показателей, большинство из которых - качественные); определение очередности выполнения работ; оценка качества выпускаемой продукции; научно-техническое и экономическое прогнозирование; формирование тематики НИОКР; выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия; определение перспективных направлений развития производственных систем, организационно-функциональных структур; прочие задачи.
Экспертные оценки делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относят сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки.
«Интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом - экспертом, которая включает вопросы о будущем состоянии системы и ее среды.
Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.
Коллективные экспертные оценки (метод «комиссий», метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.) включают:
• подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
• статистические методы обработки полученных материалов.
Метод «комиссий» может означать организацию «круглого стола» и других подобных мероприятий, где происходит согласование мнений экспертов.
Для метода «мозгового штурма (атаки)» характерна коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей (включая самые невероятные) по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи [5, 12].
Сущность метода состоит в разделении решения двух задач:
• генерирование новых идей;
• анализ и оценка предложенных идей.
Соответственно образуются две группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Группа генераторов идей состоит из 4-15 человек, но может быть и больше.
При проведении экспертизы должны соблюдаться следующие правила:
• любые критические высказывания или оценки ценности предложенной мысли, идеи недопустимы;
• должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;
• необходимо «свободное парение» мысли: чем необычнее идея, тем лучше;
• мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться, результатом должна быть лавина идей.
В завершении «мозгового штурма» производится тщательный анализ, критика высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных из них. Первоначально отбрасываются предположения, явно не представляющие ценности, оставшиеся классифицируют на группы по категориям, зависящим от сущности проблемы, а затем производят оценку как внутри группы, так и межгрупповую.
Отделение этапа анализа от этапа генерирования идей лишь способствует углубленно анализа, усилению критики и делает ее более объективной и разносторонней.
Метод «мозгового штурма (атаки)» целесообразно использовать в критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, свежих концепций в качестве одного из этапов системы поиска путей решения поставленной проблемы [12].
Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской корпорации «РЭНД» Олафом Хельмером.
Суть метода - проведение анкетных опросов специалистов в выбранной области знаний. Основными особенностями этого метода являются:
• полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;
• многоуровневая процедура опроса экспертов;
• обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информацией между ними после каждого тура опроса, при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;
• обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.
Обычно после первого тура опроса наблюдается значительный разброс мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение 3-4 опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущих туров для того, чтобы эксперт мог получить предварительную информацию о предмете опроса.
Чаще всего после третьего или четвертого тура опроса ответы экспертов перестают изменяться; что и является сигналом к прекращению опросов.
Организация экспертизы по методу Дельфи включает следующие этапы [12]:
• предварительную ориентировку экспертов, включающую формулирование проблемы и инструктаж экспертов;
• формулирование вопросов экспертам в виде, требующем четких количественных и качественных оценок;
• разработку способов и порядка информационного обеспечения экспертов, включая обмен аргументаций;
• разработку алгоритмов и порядка промежуточной и окончательной обработки результатов.
Метод Дельфи обладает определенными недостатками: большими затратами времени на многотуровую экспертизу, полным исключением прямого столкновения мнений экспертов, необходимостью неоднократного пересмотра оценок.
Отмеченные недостатки могут быть устранены путем создания автоматизированной системы сбора и обработки мнений экспертов и их информационного обеспечения на основе ЭВМ, а также использованием различных модификаций метода Дельфи.
Метод построения сценариев
Особое место среди экспертных оценок занимает построение сценариев, так как помимо традиционной экспертизы этот метод включает целый ряд параметрических подходов и тяготеет к комбинированным методам.
Впервые термин «сценарий» был употреблен футурологом Х.Каном в 1960 г. при разработке картин будущего, необходимых для решения военных стратегических вопросов.
Сценарий — это описание (гипотетическая картина) будущего, составленное с учетом наиболее правдоподобных предположений.
Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития технологии, рыночных сегментов, стран, регионов, отдельных фирм и т.д. Экономические организации со сложной структурой и разноплановой деятельностью в меньшей степени поддаются прогнозированию в рамках сценария.
Для прогнозируемой ситуации характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития системы (рис. 2.4). Поэтому прогноз включает в себя несколько сценариев («трубку сценариев»). В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний - реалистичный (наиболее вероятный).
При построении сценариев принято отвечать на три основных вопроса [37]:
• каковы тенденции развития системы в различных условиях и какими факторами они определяются?