рефераты по менеджменту

Теория экономического прогнозирования

Страница
22

Первичная информация обеспечивает данными финансовый и управ­ленческий учет. Это текущая оперативная информация о результатах дея­тельности всех производственных подразделений (цехов, участков, бригад) и даже отдельных работников.

Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом для всех предприятий общие правила ведения.

Управленческая учетная информация - это информация, специально подготовленная для руководителей разных уровней и помогающая реали­зовывать им свои функции. Именно этот вид учета позволяет создать ин­формационную базу, специально подготовленную для прогнозных расче­тов.

Как ранее отмечалось (см. п.1.1.), прогнозирование может быть опе­ративным (ежедневное, недельное, месячное, квартальное), годовым и долгосрочным (свыше одного года). Наиболее часто реализуемое - это ежедневное прогнозирование, выполняемое руководителями низшего уровня управления скорее подсознательно (интуитивно). Оно касается со­поставления возможностей, основанных на результатах прошедших дней, с суточными данными. Так, например, прогнозируют суточный объем про­изводства продукции, принимают решения о незапланированных меро­приятиях. Такой прогноз, чаще всего, осуществляется с помощью метода индивидуальных экспертных оценок, базирующегося на опыте и интуиции руководителя. Однако эти прогнозы часто лишены экономической оценки последствий, их влияния на результаты деятельности предприятия и на­правлены на выполнение плана только по объемным натуральным показа­телям (носят разовый характер).

В рыночной среде основополагающими становятся прогнозы сбыта и производства, а также прогноз предприятия в капитале (прогноз инвести­ций). При этом этапы процесса прогнозирования (рис. 4.2) базируются на определенной, только им присущей информации, разделяющей всю необ­ходимую информационную базу на три составляющие: информацию о внешней среде, информацию о хозяйственной деятельности предприятия и информацию о финансовой деятельности.

Большинство показателей при прогнозе объемов производства опре­деляются путем экстраполяции тенденций развития процессов и явлений из прошлого в будущее. Глубина используемой информации при построе­нии тренда зависит, во-первых, от начала развития тенденций (роста или снижения) и, во-вторых, от переломного периода в общей тенденции (на­пример, начала экономических преобразований в стране). Кроме экстрапо­лируемых данных, в прогнозе используются удельные показатели и норма­тивы.

Потребности в информации на каждом этапе прогнозирования пред­ставлены в таблице 4.1. Разработка прогноза начинается с изучения рынка, определения прогнозных цен на продукцию и установления возможностей предприятия по сбыту.

Прогноз сбыта

Прогноз производства

Рис. 4.2. Стадии реализации процесса прогнозирования

Следует учитывать, что прогноз есть вероятность наступления тех или иных событий и практически всегда в нем присутствует ошибка неоп­ределенности и случайного влияния на показатель неучтенных и редко происходящих фактов. Это означает, что «идеальный прогноз» часто не­возможен. Прогнозировать можно только область возможных состояний, дополняя экстраполируемое значение доверительным интервалом прогно­за. При прогнозировании деятельности предприятия наименее детермини­рованным событием является тенденция развития внешней среды, особен­но цен, так как они зачастую не зависят от деятельности самой хозяйст­венной структуры. Поэтому именно для прогноза ценовых индексов-дефляторов определяется область возможных значений, границы которой представляют собой пессимистический и оптимистический варианты раз­вития. Таким образом, дальнейшие расчеты ведутся по трем вариантам, добавляя к уже названным двум наиболее вероятный, соответствующий значениям линии тренда (т.е. средний вариант прогноза).

На динамику некоторых стоимостных показателей (затрат по стать­ям, капитальных вложений, отвлечений из прибыли) большое влияние ока­зывает инфляция. В результате того, что в последние годы уровень инфля­ции изменяется в больших пределах, ее влияние часто скрывало тенденции происходящих на предприятиях процессов.

Поэтому для учета инфляции всю, накопленную за предыдущие периоды стоимостную информацию приводят сначала в сопоставимый вид, освобождая ее от влияния инфляционных процессов (то есть к единым це­нам). Сопоставимыми ценами при этом выбирают цены, действующие в период разработки прогноза, связывая прошлые и будущие значения в те­кущем периоде, что позволяет предварительно оценить текущее состояние предприятия. Затем сопоставимые показатели экстраполируются, и полу­ченные прогнозные значения приводят к действующим в прогнозном пе­риоде ценам.

Анализ состава данных, применяемых для разработки прогнозной модели, позволяет сделать вывод о детерминированности (причинно-следственной обусловленности) между объемом производства и практиче­ски всеми показателями, отражающими деятельность хозяйственной структуры. Экономические результаты в большей степени зависят от влияния внешних факторов, часто носящих случайный характер (цены, темпы инфляции и т.п.).

Таблица 4.1 Характер информации для разработки прогнозной модели

Стадии процесса прогнозирования

Результирующие показатели

Характер информации

1 . Прогноз сбыта

Цена на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, курс доллара, суммы акциза, объемы выручки от прочей реализа­ции (работ, услуг)

Тенденции изменения индексов-дефляторов, тренды динамики курса доллара, ставок акциза, тенденции в объемах услуг, оказываемых на сто­рону (в натуральном и стоимостном выражении)

2. Прогноз произ­водства

Объемы производства про­дукции в целом по пред­приятию и по структурным подразделениям, товарная продукция

Экстраполяция объемов производства за предшествующие периоды, норма­тив потерь при транспортировке про­дукции до потребителя, расход продукции на собственные нужды

3. Прогноз дохо­дов

Объемы реализации продукции, выручка от реали­зации продукции, общий объем доходов, чистая вы­ручка (без НДС и акцизов)

Остатки продукции на начало перио­да, период оборачиваемости остатков, среднесуточный объем производства, ожидаемая величина остатков продукции на конец периода, ставки НДС, уровень сопоставимых и дейст­вующих цен

4. Прогноз затрат

Смета затрат по статьям себестоимость основных видов продукции, себе стоимость единицы про­дукции, налоги, относи­мые на себестоимость

Распределение затрат на условно-постоянные и условно -переменные, за­висимость изменения численности от объема производства, динамика сред­ней заработной платы под влиянием инфляции, тенденции в изменении амортизационных отчислений, измене­ние переменных затрат, ожидаемый уровень прочих и общепроизводствен­ных затрат

5. Прогноз при­были

Прибыль от реализации продукции и услуг, ба­лансовая прибыль

Прогнозы доходов и затрат, расчет на­логов, относимых на прибыль, динами­ка отвлеченных денежных средств из прибыли под воздействием инфляции

6. Прогнозирова­ние инвестиций

Источники финансирова­ния и финансовые расходы, избыток (дефицит) денежных средств)

Прогноз амортизационных отчислений, прибыли, отвлечений из прибыли, по­полнение собственных оборотных средств, прогноз инвестиционной ак­тивности

7. Прогноз денеж­ных поступлений

Объем реализации про­дукции по направлениям сбыта, чистая выручка от реализации продукции, услуг на сторону по на­правлениям, сумма де­нежных поступлений от потребителей продукция (работ, услуг)

Размер отгруженной продукции в нату­ральном и стоимостном выражении на начало года, средний срок транспортировки до потребителя, реализация про­дукции в прогнозном периоде по от­грузке, ожидаемый размер отгруженной продукции на конец прогнозного периода, ожидаемый размер дебитор­ской задолженности

8. Прогнозирова­ние денежных расходов

Сумма денежных расхо­дов

Прогноз капитальных вложений, про­гнозное значение налоговых платежей, эксплуатационные расходы, размер кредиторской задолженности на начало прогнозного периода, период оборота кредиторской задолженности, ожидае­мая величина обязательств на конец прогнозного периода

9. Финансовый прогноз

Прогноз избытка или де­фицита денежных средств, возможность по­гашения недоимки в бюджеты и внебюджетные фонды, прогноз соз­дания резервов денежных средств

Остаток средств на начало периода, прогноз поступления и использования денежных средств, возможность ис­пользования краткосрочных и долго­срочных заемных средств, ожидаемый остаток средств на конец прогнозного периода

10. Прогнозный баланс

Распределение капитала предприятия по статьям агрегатированного балан­са, ликвидность, платёжеспособность, рентабельность капитана

Результаты расчётов на предыдущих стадиях прогноза

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту