Из таблицы 2 видно, что по привлекательности рынка лидирующие позиции занимает магазин «Роза и соловей» с суммой взвешенных оценок 8,2. За ней следует «Модерн» с суммой баллов 7,7. Наименьшую привлекательность рынка имеют «Мастер и маргаритка», «Цветы на проспекте» и «Аленький цветочек». Такое положение определено за счет эффекта масштаба и эффекта опыта.
Оценка силы бизнеса предприятий представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка силы бизнеса предприятий [6, С.103].
Критерий |
Весов. коэф-фици-ент |
«Мастер и Маргаритка |
«Роза и соловей» |
«Модерн» |
«Аленький цветочек» |
«Цветы на проспекте» |
«Империя » | ||||||
балл |
взвеш. балл |
балл |
взвеш. балл |
балл |
взвеш. балл |
балл |
взвеш. балл |
балл |
взвеш. балл |
балл |
взвеш. балл | ||
1. Уровень цен |
0,25 |
8 |
2,00 |
8 |
2,00 |
7 |
1,75 |
9 |
2,25 |
6 |
1,50 |
9 |
2,25 |
2.Месторасположение |
0,20 |
6 |
1,20 |
9 |
1,80 |
9 |
1,80 |
9 |
1,80 |
7 |
1,40 |
9 |
1,80 |
3. Наличие скидок |
0,17 |
8 |
1,36 |
9 |
1,53 |
9 |
1,53 |
8 |
1,36 |
8 |
1,36 |
7 |
1,19 |
4. Скорость обслуживания |
0,15 |
8 |
1,20 |
9 |
1,35 |
9 |
1,35 |
8 |
1,20 |
7 |
1,05 |
5 |
0,75 |
5. Широта ассортимента |
0,18 |
7 |
1,26 |
8 |
1,44 |
9 |
1,62 |
7 |
1,26 |
7 |
1,26 |
7 |
1,26 |
6. Атмосфера выбора |
0,10 |
8 |
0,80 |
7 |
0,70 |
8 |
0,80 |
6 |
0,60 |
6 |
0,60 |
6 |
0,60 |
Итого |
1,00 |
- |
7,85 |
- |
8,82 |
- |
8,85 |
- |
8,47 |
- |
7,17 |
- |
7,75 |
Из таблицы 3 видно, что по силе бизнеса лидирующее положение занимает магазин «Модерн» с суммой взвешенных оценок 8,85. От нее немного отстает магазин «Роза и соловей» с итоговой оценкой 8,82. Тройку лидеров завершает «Аленький цветочек» с суммой взвешенных оценок 8,47.
Наименьшую силу бизнеса по сумме проставленных оценок имеют «Цветы на проспекте» и «Империя». По предложенным критериям магазин «Мастер и Маргаритка» занимает шестую позицию в рейтинге.
Для уточнения данной стратегии строится многоугольник конкурентоспособности, который наглядно дает возможность сравнить показатели магазина «Мастер и Маргаритка» с показателями конкурентов. Данный многоугольник представлен на рисунке 4. Для этого на осях, которые отражают критерии при оценке силы бизнеса, откладываются баллы и оценивается площадь многоугольника.
Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности
В результате оценки конкурентоспособности магазина «Мастер и Маргаритка» с помощью таких методов как многоугольник конкурентоспособности были выявлены конкурентные преимущества, позволяющие данной торговой сети эффективно развиваться в своей деятельности на рынке. Таким образом, можно оценить влияние факторов внешней среды на деятельность «Мастер и Маргаритка». Оценка влияния представлена в таблице 4.
К возможностям «Мастер и Маргаритка» можно отнести рост покупательной способности населения, которое наблюдается в последнее время и ожидается в дальнейшем, поддержание отношений с основными поставщиками.
Однако наряду с возможностями торговой сети существуют и угрозы. Наибольшую угрозу представляют факторы: состояние и конъюнктура рынка, изменение ставок. Они проявляются в возможности появления новых конкурентов, повышение тарифов и ставок за услуги.