Таблица 4 - Оценка влияния факторов внешней среды [6, С.122].
Фактор |
Состояние фактора |
Тенденции развития |
Оценка влияния на деятельность торговой сети |
Состояние и конъюнктура рынка |
Имеется конкурентное соперничество |
Возможность появления новых конкурентов |
Отрицательно |
Специфика формата сети |
Незаполненная рыночная ниша данного формата |
Возможность захвата доли торговли в городах Свердловской обл. |
Положительно |
Изменение тарифов и ставок за услуги |
Рост ставок за аренду; электроэнергию; рост тарифов на коммунальные услуги |
Дальнейший рост |
Отрицательно |
Отношения с поставщиками |
Заключено много договоров на выгодных условиях; Доверительные отношения с поставщиками Отсутствие зависимости от поставщиков |
Поддержание доверительных отношений с основными поставщиками |
Положительно |
Мотивы и ценности покупателей |
Главной ценностью является цена покупки |
Ценности стали меняться в сторону требований к качеству и новизне товаров и услуг |
Положительно (может стать отрицательно) |
Доходы покупателей |
Рост доходов населения |
Рост покупательной способности |
Положительно |
Угрозы внешней среды для деятельности «Мастер и Маргаритка» исходят, главным образом, из нестабильности экономических и политических факторов, так как очень быстро может возрасти темп инфляции, уровень безработицы, измениться нормы налогообложения, законы, нормативные акты
Цветочный бизнес имеет свою специфику по реализации товаров и предоставлению услуг. В магазине «Мастер и Маргаритка» используют традиционный метод продажи, а так же оказывают услуги по флористике.
В магазине применяют метод продажи через прилавок и с открытой выкладкой.
Магазины делают высокую наценку на срезанные цветы — от 40 до 150%. Сопутствующие товары вырастают в цене меньше: керамика — примерно на 30%, комнатные растения — на 50%.
При формировании розничных цен руководство магазина учитывает, что 60% цветов не будет продано и окончательную цену уже выставляют с учетом этого фактора.
Цена у магазина «Мастер и Маргаритка» вполне приемлема для покупателей, поэтому посетителей бывает достаточно много.
Ценовая политика «Мастер и Маргаритка» построена следующим образом. Используются все основные методы ценообразования:
- издержки + прибыль (назначение уровня торговой надбавки);
-ценообразование, основанное на спросе. Устанавливаются цены, приемлемые для целевого рынка. Помимо самой цены в сознании покупателя формируют представление о ценности ассортимента и неценовые методы воздействия (например, уровень сервиса). Главное, чтобы цена товара соответствовала цене ощущаемой;
- ценообразование, основанное на конкуренции. Так как часть ассортимента совпадает с ассортиментом конкурентов.
На предприятии существует ассортиментный перечень, который находится на информационном стенде магазина. (В приложении А представлен ассортиментный перечень среза цветов).
Проведем анализ полноты ассортимента магазина «Мастер и Маргаритка». Для этого в таблице 5 рассчитаем полноту, ширину и глубину ассортимента магазина.
Таблица 5 - Показатели ассортимента магазина «Мастер и Маргаритка»
Показатель |
Коэффициент |
Полнота ассортимента |
1,0 |
Широта ассортимента |
0,8 |
Глубина ассортимента |
0,8 |
Обновляемость ассортимента |
0,9 |
Из таблицы видим, что коэффициент полноты ассортимента равен 1. Значит. мы можем говорить о полном ассортименте, следовательно о стабильности продаж и стабильном получении прибыли.
Показатель широты ассортимента 0,8, говорит о том, что магазин использует вполне достаточно возможности своих поставщиков.
Показатель глубины ассортимента 0,8 показывает, что в настоящее время глубина ассортимента достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином присутствует практически весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.
Обновляется ассортимент в магазине «Мастер и Маргаритка» каждый день и равен 0,9. Видно, что коэффициент обновляемости высокий, что является положительной оценкой в формировании ассортимента товаров.
Проведем анализ стимулирования сбыта.
Магазин применяет следующие методы стимулирования сбыта:
- оптовые скидки 5 % при покупке от 5 единиц наименования товара;
- скидки по дисконтным картам постоянным покупателям (до 10 %) (Приложение Б).
Для всех покупателей (по желанию) проводятся бесплатные консультации по уходу за растениями и их выращиванию.
Реклама магазина представлена в газетах «Хроника», «Толкучка», «новая газета» и по местному радио.
На торговой площади размещены три стеллажа, стол для оформления букетов, кассовый аппарат, 20 вазонов для букетов и «срезки», пара ведер для воды и инструменты (секатор, нож для цветов, ножницы).
Оценка потенциала «Мастер и Маргаритка» представлена в таблице 6.
«Крестик» в колонке означает выбор одной из трех альтернативных позиций.
Таблица 6 - Оценка потенциала «Мастер и Маргаритка» SNW-подходом
Внутренние ресурсы |
Качественная оценка позиций | ||||
Сильная |
Нейтральная |
Слабая | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 . Менеджмент | |||||
Наличие стратегического планирования |
+ | ||||
Система мотивации персонала |
+ | ||||
Организационная структура |
+ | ||||
Жесткость системы управления |
+ | ||||
Распределение полномочий и ответственности |
+ | ||||
2. Персонал | |||||
Профессиональное образование |
+ | ||||
Текучесть кадров |
+ | ||||
Дисциплина труда |
+ | ||||
3. Товары и услуги | |||||
Широта и глубина ассортимента |
+ | ||||
Качество товаров |
+ | ||||
Услуги |
+ | ||||
4. Материально-техническое обеспечение | |||||
Состав оборудования |
+ | ||||
Наличие собственных площадей |
+ | ||||
5. Технологии и организация торгово-технологического процесса | |||||
Закупка |
+ | ||||
Доставка |
+ | ||||
Приемка, хранение, подготовка товаров |
+ | ||||
6. Маркетинг | |||||
Доля рынка |
+ | ||||
Реклама и продвижение |
+ | ||||
Уровень обслуживания потребителей |
+ | ||||
Уровень цен |
+ | ||||
Имидж предприятия |
+ | ||||
7. Информация | |||||
Использование информационных технологий |
+ | ||||
Уровень автоматизации информационных процессов |
+ | ||||
8. Финансовая система | |||||
Финансовая устойчивость |
+ | ||||
Ликвидность, платежеспособность |
+ | ||||
Рентабельность |
+ | ||||
9. Внутренняя культура предприятия | |||||
Традиции |
+ | ||||