С учётом сложившегося в мировой практике представления о PR и особенностей наших условий можно дать следующее определение связей с общественностью: PR – это функция менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения на основе точной и полной информации между организацией и общественностью для достижения намеченных целей.
Для успешного рыночного функционирования организации деятельность PR службы должная базироваться на решении как внутренних, так и внешних задач (рис. 1)
Рисунок 1 – Задачи PR-службы
Особенность практики PR состоит в том, что работа ведётся не на сиюминутный результат, а на длительную перспективу. Важно своевременно установить доверительные отношения, обеспечить расширенное влияние, рост репутации, приносящие ощутимые результаты.
PR как важный компонент управленческой деятельности имеет не только систему целей и задач, но и комплекс функций, необходимых для достижения поставленных целей и решения задач. Изучая литературу по данной теме мы увидели, что каждый из авторов по своему подходит к определению функций PR. Постараемся рассмотреть все точки зрения на определение функций PR (таблица 2).
Характеристика взглядов на определение функций PR Таблица 2
Автор |
Название функции |
Характеристика функции |
1 |
2 |
3 |
1. М. И. Синяева. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с. 13-14 |
Информационная |
Направлена на выработку информационной политики, её стратегии и тактики. Включает изучение партнёров, анализ конкретных ситуаций, оценку общественного мнения, подготовку массива аналитических данных для принятия эффективных решений |
Организационно-технологическая |
Предполагает совокупные меры и действия по проведению и организации активных акций, PR-кампаний, деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ | |
Консультативно-методическая |
Предполагает проведение консультаций по налаживанию отношений с общественностью, разработку концептуальных моделей сотрудничества и социального партнёрства, программ и кампаний PR | |
Функция престижа |
Успешное позиционирование компании в результате информационно-разъяснительной работы, рассчитанной не только на партнёров, но и на сотрудников самой организации | |
Барьерная |
Предполагает комплекс мер по преодолению препятствий, связанных с конкурентной борьбой, вредными слухами, возможными конфликтами | |
Предрекламная |
Использует механизмы психологического воздействия и стимулирования продаж для успешной популяризации товарной марки, создания круга потенциальных покупателей и укрепления корпоративного влияния в сфере деятельности организаций | |
Гуманистическая |
Предназначена для формирования социальной ответственности, корпоративной культуры, установления атмосферы взаимопонимания и согласия внутри коллектива | |
2. Н. Григорьева. Работа учреждения с общественностью. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999, с. 26 |
Исследовательские |
Связаны со сбором, обработкой и анализом информации |
Планирующие |
Связаны с определением целей, задач и разработкой плана мероприятий по их реализации | |
Организаторские |
Заключаются в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий | |
Экспертные |
Проявляются в оценке эффективности проведённой работы и выявлении новых проблем, которые предстоит решать | |
Cutlip S. M. A. O. Effective Public Relations Engewood Cliffs. N. J, 1994 |
Менеджмент коммуникаций, то есть связи с общественностью как самостоятельная часть управленческой деятельности организаций | |
Установление и поддержание взаимовыгодных связей между организацией и общественностью | ||
Мониторинг общественного мнения, организация и отслеживание результатов коммуникативного воздействия на аудиторию | ||
Внесение предложения по изменению политики, проводимой организацией, если она входит в противоречие с интересами общественности и внутренней жизнью организации. |
Конечно же, перечень взглядов, приведённых в таблице 2 не является исчерпывающим. На самом деле существует множество определений функций PR. Всё это зависит от основания названия самой функции, которое выделил автор.
Итак, PR – мероприятия, цель которых с помощью определённых действий создать психологический климат понимания и взаимного доверия между компанией и её контактной аудиторией. Соответственно, чтобы произвести эти действия, надо иметь определённые знания. Вот примеры знаний, которые могут быть необходимы в профессиональной практике паблик рилейшнз: искусство коммуникаций, психология, социальная психология, социология, политическая наука, экономика, основы менеджмента и этика. Технические знания и навыки необходимы для исследования мнений, анализа собственных задач, медиа-отношений, директ-мейл, институциональной рекламы, публикаций, производства фильмов/видео, специальных событий, речей и презентаций.
PR является своеобразным «жезлом» в отношениях с общественностью, то есть её слугой. Но так же есть отрицательные функции, которые выполняет так называемый «чёрный PR», который призван для уничтожения конкурента, будь то лидер, фирма или предприятие. «Уничтожение» конечно же не в прямом смысле этого слова, здесь имеется ввиду уничтожение имиджа и положительного образа его соперника. Чёрный PR призван дезориентировать конкурентов и общественность в отношении положительного образа или запутать в действиях партнёров или конкурентов.