Введение
В России происходят глубокие экономические преобразования, что не может сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики предприятия. С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий.
Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции. В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д.
Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия. Главная цель дипломной работы проанализировать практику управления затратами на производство и реализацию продукции и разработать предложения по ее совершенствованию.
Цель дипломной работы – исследовать деятельность ООО «Продтерра» и установить возможные пути сокращения себестоимости производимой продукции.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции в системе антикризисного управления;
- провести анализ финансового состояния предприятия и диагностику банкротства;
- провести анализ затрат на производство и реализацию продукции;
- предложить мероприятия направленные на снижение затрат и оценить их влияние на финансовые результаты предприятия.
Объектом исследования данной дипломной работы является деятельность ООО «Продтерра».
Предметом исследования является затраты на производство и реализацию продукции.
Анализ и управление затратами на производство и реализацию продукции, а также изучение их влияния на финансовые результаты предприятия имеет практическую значимость для ООО «Продтерра», поскольку выявленные пути снижения себестоимости позволят рационально распределить материальные и временные ресурсы и получить дополнительную прибыль.
При написании работы использованы следующие методы исследования: статистический, монографический, сравнение, группировка, способ абсолютных разниц, цепных подстановок, наблюдения, изучение документации.
Теоретической основой данной дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области антикризисного менеджмента и планирования себестоимости.
Источниками информации послужили нормативные и законодательные акты, учебная литература и пособия, статьи в периодической печати, данные бухгалтерской отчетности предприятия, сведения экономического отдела предприятия.
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа затрат и управления затратами на производство и реализацию продукции, подробно исследован состав затрат на производство и реализацию продукции. формирование себестоимости, кроме того, рассмотрен вопрос об управлении затратами в условиях финансового кризиса.
Во второй главе проведен анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности и дана организационная характеристика ООО «Продтерра», а также проведен анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию основных видов продукции ООО «Продтерра».
В третьей главе предложены мероприятия, направленные на совершенствование управления затратами на производство и реализацию продукции ООО «Продтерра», а также рассчитан экономический эффект от их внедрения.
Затраты на производство и реализацию продукции являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние.
Определенный уровень затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем больше появляется возможностей для снижения затрат на производство и реализацию продукции. Тем самым определяется значимость показателя затрат на производство и реализацию продукции в экономическом механизме предприятия [22, с. 4].
При рассмотрении функций затрат речь идет о стоимостной зависимости между объемом производственной продукции (при чина) и потреблением факторов производства (следствие) в расчете по действующим рыночным ценам [16, с. 15].
К основным функциям затрат можно отнести: обеспечение простого воспроизводства, осуществление денежной формы учета затрат на потребленные элементы производственного процесса, ценообразующую функцию и др.
Каждое предприятие, прежде чем приступить к производственной деятельности, решает, какие затраты ему предстоят. Для производства продукции любого вида необходимы три элемента: средства труда, предметы труда и рабочая сила. В процессе производства средства труда и предметы труда переносят свою стоимость на готовую продукцию, а затраты рабочей силы, выраженныев заработной плате, выступают как затраты на производство продукции. Наряду с этим предприятия несут затраты на реализацию продукции (реклама, расходы на тару, транспортировку и др.).
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме, есть реальные затраты предприятия [16, с. 8].
Совокупные затраты живого и прошлого труда, овеществленного в предметах и средствах труда, на производство и реализацию продукции образуют издержки производства и реализации, а воплощенный в товаре общественный продукт – его стоимость. Издержки, выражающие затраты предприятия на производство и реализацию продукции в денежной форме, принимают формусебестоимости. Себестоимость продукции включает затраты, разнородные по составу и экономическому назначению, что вызывает необходимость их классификации.
Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг рекомендуется группировать затраты по следующим основным направлениям:
- виды производств (основное, вспомогательное, непромышленное);
- структурные подразделения предприятия (места возникновения затрат, центры ответственности);