- Выявление недостатков существующей в компании системы подбора
- Возможность планирования карьеры нового сотрудника на период 1-2 года
- Развитие управленческих компетенций наставников в линейных руководителей
- Обоснование кадровых решений в отношении как новичков, так и наставников после окончания адаптационного периода
- Повышение лояльности сотрудника компании
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:
- Организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
- Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
- Специальные курсы подготовки наставников;
- Использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
- Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
- Подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников;
- Управление проектами по разработке адаптационных процедур и инструментов;
- Периодический мониторинг системы адаптации, оценка эффективности адаптационных инструментов и системы в целом;
- Участие в проведении функциональных мероприятий по адаптации, например, проведение вводного инструктажа о правилах внутреннего распорядка, нормах техники безопасности, положение о коммерческой тайне и т.д.
- Эмоциональная поддержка новичка во время всего периода адаптации.
- Получение обратной связи со стороны новичка после окончания адаптационного периода.
Мероприятия по адаптации персонала не новы для российских компаний. Тем не менее о комплексной системе как части стратегии управления персоналом пока задумываются далеко не все, в то время как именно такой подход значительно повышает эффективность всех остальных процессов.
Адаптация нового сотрудника оказывает непосредственное влияние на всю его дальнейшую работу в компании, формирует отношение к ней в конечном итоге сказывается на ее имидже как работодателя. Специалисты в области управления персоналом выделяют несколько видов адаптации ( в зависимости от них информация, подаваемая новичку, будет существенно различаться по содержанию)
Организационная адаптация . Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности в компании, например:
- Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
- Как осуществляется управление компанией?
- Кто принимает решения?
- Какова структура компании?
- Что можно делать и что нельзя?
- Как решать бытовые проблемы?
Организационная адаптация — один из самых сложных этапов освоения сотрудника в компании, так как она подразумевает получение и анализ большого объема информации. К сожалению, немногие предприятия в состоянии обеспечить персонал необходимой информацией в структурированном виде из-за отсутствия прописанных правил и процедур и новичку приходится разбираться во всех тонкостях самостоятельно.
Социально-психологическая адаптация.
Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» — корпоративной культурой. Часто случается, что хорошего кандидата «отбраковывают» на этапе подбора из-за того, что он не подходит компании по стилю поведения и вероятность неприятия им ценностей организации очень высока.
Поэтому очень важно приложить максимальные усилия, чтобы выбранный специалист чувствовал себя комфортно в коллективе. Здесь, по большому счету, компании надо постараться ему понравиться.
Профессиональная адаптация.
Данный аспект адаптации можно назвать «дообучением», он напрямую связан с приобретением новым сотрудником недостающих знаний и навыков в профессиональной области.
Профессиональная адаптация обычно необходима в двух случаях.
- Новичок обладает заведомо более низкими профессиональными компетенциями, чем требуется для эффективного выполнения его должностных обязанностей. В этих случаях для него разрабатывается дополнительный план развития и он проходит обучение в первые месяцы.
- В компании приняты собственные стандарты работы (профессиональные или технологические). Например, в дистрибьюторских компаниях принятый на должность супервайзера отдела продаж специалист, вне зависимости от своего предыдущего опыта, посещает тренинг «Техника продаж». Это нужно не столько для обработки непосредственно навыков продаж, сколько для ознакомления с существующими в компании профессиональными стандартами в этой области.
Психофизиологическая адаптация.
Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделять в следующих ситуациях.
- Сменный график работы. Если человек никогда не работал по ночам, ему будет объективно тяжело работать посменно или менять время пребывания на работе.
- График работы сдвинут. Резко переключатся с одного режима работы на другой, нередко бывает довольно сложно.
- Ненормированный рабочий день. К ненормированной работе сложно привыкнуть, если в предыдущей компании график работы сотрудника был нормированным. Необходимость сверхурочной работы нужно обговаривать на собеседовании.
- Длительные командировки. Для ряда сотрудников длительные отъезды могут стать дополнительным стрессом Проектная работа. В случае проектной работы сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта.
Адаптация новых сотрудников. Приход в новую организацию - психологически сложный момент для любого человека. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии человека.
Эффективное управление системой адаптации включает несколько этапов:
1. Анализ текущей ситуации. Прежде всего, необходимо проанализировать существующие в компании адаптационные инструменты, оценить, насколько эффективно их применение и требуется ли обновление.
2. Разработка адаптационных процедур и алгоритмов, отвечающих стратегии развития организации, а значит, потребностям бизнеса
3. Внедрение адаптационных инструментов в практику компании.
4. Анализ эффективности системы адаптации в целом и адаптационных инструментов в отдельности (данный этап рассматривается подробно в последней главе).
Этап I. Анализ текущей ситуации
Для того чтобы понять, насколько эффективно функционирует система адаптации в компании, и проанализировать ее составляющие, необходимо провести аудит системы адаптации. В арсенале руководителя службы персонала есть ряд методов: