5. Система постановки задач на испытательный срок.
В течение первой недели работы в подразделении сотруднику на весь период испытательного срока устанавливаются задачи и критерии эффективности выполнения этих задач.
- на весь период испытательного срока определяются основные задачи, прописываются подробно.
При этом очень важным является чёткое объяснение поставленных задач и критерии эффективности их выполнения.
6. Оценка прохождения испытательного срока.
По истечении первого месяца адаптации проводится предварительный анализ работы сотрудника.
Присутствуют: сотрудник, наставник, непосредственный руководитель, менеджер по персоналу.
Рассматриваются следующие вопросы:
1. Анализ адаптации сотрудника на фирме.
2. Выполнение задач, поставленных на данный период.
3. Обозначение сильных сторон и преимуществ сотрудника.
4. Проговаривание того, что сотруднику необходимо улучшить.
5. Прояснение того, в чём необходима помощь сотруднику со стороны фирмы.
6. Проблемное поле фирмы глазами нового сотрудника.
Менеджер по персоналу и сотрудник обсуждают возникшие сложности в процессе адаптации и варианты их разрешения.
При успешном прохождении адаптации за первый месяц работы сотруднику предоставляется возможность большей самостоятельности.
По окончанию испытательного срока проводится подведение итогов работы сотрудника.
Присутствуют: сотрудник, непосредственный руководитель, менеджер по персоналу, наставник, генеральный директор (при необходимости). Испытательный срок считается пройденным при условии выполнения задач, поставленных перед сотрудником.
Решение об окончании испытательного срока принимает непосредственный руководитель на основании сведений, поступивших от наставника и менеджера по персоналу.
В случаи особых профессиональных достижений новым сотрудником возможно сокращение его испытательного срока. В случае неудовлетворённости руководством фирмы результатами труда сотрудника ещё до окончания его испытательного срока, может быт принято решение о прекращении сотрудничества.
Непосредственный руководитель доводит до сведения сотрудника принятое решение.
Результатами процесса адаптации является:
- овладение специалистом системой профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей
- усвоение специалистом норм и правил внутреннего организационного распорядка в Компании
- видение специалистом перспектив реализации своего потенциала
2.6 Результаты внедрения системы адаптации в ООО «Радио СИ»
Программа адаптации была апробирована на специалисте коммерческого отдела ООО «Радио СИ» (мужчина 26 лет, высшее образование, впервые принят в организацию).
Процесс адаптации длился 1 месяц и 1,5 недели. В течение этого времени менеджер по персоналу осуществлял контроль за адаптацией нового сотрудника. С новичком проводились ежедневные неформальные беседы, в ходе которых становилось ясным, насколько он удовлетворен работой, какой ценой она ему дается, как принимает его коллектив, существуют ли трудности во взаимопонимании с руководством, создалось ли ощущение психологического комфорта.
На первой неделе к новому сотруднику был прикреплен наставник, ведущий менеджер по продажам, который помогал своему подопечному проходить адаптацию и осваивать свои должностные обязанности.
С целью получения информации о том, насколько успешно овладевает сотрудник системой профессиональных знаний и навыков, как он выполняет требования трудовой дисциплины, сохраняет ли интерес к работе – менеджер по персоналу проводила беседы с наставником данного сотрудника. Контроль за работой осуществлялся в форме еженедельных отчетов новичка перед руководителем отдела. Он заполнял бланк отчета, в котором отражалась информация о проделанной за неделю работе. Бланк отчета представлен на рисунке 2.13. Заполненный отчет представлен в Приложении Е.
По истечении первого месяца адаптации проводился предварительный анализ работы сотрудника. Присутствовали: сотрудник, наставник, менеджер по персоналу. Перечень вопросов об адаптации представлен в Приложении 2. Результаты опроса представлены в Приложении Д.
Приложение 2
Вопросы
1. Каких результатов добились за этот период в работе?
2. Какие новые знания и навыки по профилю приобрели?
3. Каких ещё не хватает знаний для успешной деятельности?
4. Нравится ли работа, это то, что представлялось в начале работы?
5. Как рабочая нагрузка, сильно устаете?
6. Что считаете несовершенным в работе? Что хочется изменить или улучшить в работе?
7. Делали уже какие-то предложения руководителю по улучшению своей работы?
8. Успеваете всю работу делать в рабочее время или приходится задерживаться?
9. Составляете ли план на день?
10. Кто выдает Вам рабочие задания и кто потом их спрашивает?
11. Какие отношения в коллективе? С кем удобнее общаться, с кем сложнее всего?
12. Как складываются отношения с деловыми партнерами, с клиентами?
По окончанию испытательного срока наставником заполнялся отзыв о степени выраженности личностных и деловых качеств новичка. Бланк отзыва представлен в Приложении 3.
Заполненный бланк представлен в Приложении Ж.
Приложение 3
ВНИМАНИЕ!
Содержание отзыва
Является конфиденциальным
Отзыв
(Заполняется наставником по истечению испытательного срока)
Ф.И.О. работника _
Дата начала работы
Должность, отдел
Дата приема на работу _ Дата заполнения отзыва
Оцените степень выраженности личностных и деловых качеств работника, напротив выбранной графы, поставьте «галочку»
№ п/п |
Личностные деловые качества |
Степень |
выражен |
ности | ||
1. Волевые качества |
Очень сильно |
сильно |
средне |
Слабо |
Очень слабо | |
1 |
Ответственность( добросовестно выполняет свои обязанности) | |||||
2 |
Настойчивость | |||||
3 |
Требовательность к себе | |||||
4 |
Требовательность к другим | |||||
5 |
Стремление самостоятельно повышать свою квалификацию | |||||
2. Коммуникативные качества | ||||||
1 |
Умение слушать и располагать к общению | |||||
2 |
Тактичность | |||||
3 |
Умение легко и быстро налаживать контакты с людьми | |||||
4 |
Активность в общении | |||||
5 |
Разбирается в людях и верно понимает мотивы их поведения | |||||
3. Поведение в кризисных ситуациях | ||||||
1 |
Способность не терять самообладание в сложных ситуациях | |||||
2 |
Готовность к оправданному риску | |||||
3 |
Умение найти нужный стиль поведения в любой ситуации | |||||
4 |
Способность организовать работу других в сложных ситуациях | |||||
5 |
Работоспособность | |||||
4. Принятие решений | ||||||
1 |
Умение быстро и правильно оценить ситуацию | |||||
2 |
Самостоятельность в оценке ситуации | |||||
3 |
Способность предвидеть последствия принимаемых решений | |||||
4 |
Восприимчивость к новой информации, изменениям | |||||
5 |
Конструктивное использование опыта коллег в принятии решений |