2. Возможность оценки эффективности различных мероприятий и инструментов
3. Возможность оценки эффективности системы адаптации в целом
4. Формирование имиджа современного работодателя
Этап IV. Анализ эффективности
К показателям, которые целесообразно рассчитывать, относятся:
- Стоимость адаптации одного сотрудника (включает время, затраченное наставником, непосредственным руководителем, службой персонала; стоимость раздаточных и других материалов). Данный показатель целесообразно рассчитывать для разных профессий в отдельности.
- Стоимость подготовки наставника (по профессиям)
- Процент должностей, охваченных системой адаптации
- Процент сотрудников, успешно прошедших испытательный срок.
- Процент сотрудников, для которых был продлен испытательный срок.
-Процент сотрудников, уволившихся из компании в течение испытательного срока.
-Процент сотрудников, уволившихся из компании в течение первого года работы.
-Процент сотрудников, уволенных после прохождения испытательного срока.
-Процент сотрудников, выполняющих функции наставников (по профессиям).
Главный вопрос в определении эффективности адаптации новых сотрудников звучит следующим образом: «Сколько должна стоить адаптация?» Специалисты по управлению персоналом обращают внимание на то, что расходы на адаптацию нового сотрудника должны быть сопоставимы с инвестициями, затраченными на его привлечение. Оптимальное соотношение затрат на поиск к затратам на адаптацию составляет около 3:1.
Американские и европейские директора имеют возможность сравнивать затраты на адаптацию со среднеотраслевыми и оценивать эффективность данного процесса с использованием данных ежегодных исследований ведущих консалтинговых компаний. В России такие исследования только начинают проводиться.
В тех случаях, когда период адаптации приравнивается к продолжительности испытательного срока, по результатам последнего может быть принято одно из трех приведенных ниже решений:
1. Испытательный срок пройден.
2. Испытательный срок сокращен решением руководителя.
3. Испытательный срок не пройден.
В третьем случае нередко принимается решение об увольнении сотрудника. Стоит также оговориться, что есть случаи, когда сотрудник уходит из компании по собственной инициативе. Рассмотрим возможные причины этого.
В успешном проведении адаптации нового сотрудника заинтересован, прежде всего, работодатель. Ведь правильная адаптация - это вопрос не только комфорта новичка, но и обретения компанией эффективного и лояльного работника. В период испытательного срока у сотрудника складывается устойчивое мнение о компании, которое в дальнейшем будет сложно изменить.
Опыт показывает, что не все работодатели уделяют должное внимание адаптации, отдавая ее на откуп руководителям тех подразделений, в которые приходят новички. Тем не менее, у последних может не оказаться достаточно ресурсов (времени, желания и терпения) для полноценной адаптации не только на уровне бизнес-процессов, но и на уровне корпоративной культуры и взаимоотношений с коллегами.
В некоторых компаниях принято считать, что развитие персонала является исключительной прерогативой сотрудников HR- службы, что в корне неверно.
Идеально, если со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:
- Наставник
- Непосредственный руководитель
- Служба персонала
На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях. Обычно это обусловлено двумя причинами:
- Отсутствие большого количества новичков, что делает
нецелесообразным участие всех сторон
- Отсутствие или чрезмерная занятость какой-либо из сторон
И в том и в другом случае функции отсутствующего участника адаптационного процесса распределяются между остальными участниками: например, непосредственный руководитель, кроме своих собственных, может также выполнять функции наставника. Рассмотрим функции каждой из сторон.
Функции службы персонала.
Опыты показывает, что эффективнее всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, а именно разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает внутренних клиентов (руководители и наставники) их использованию, а также контролирует исполнение утвержденных процедур.
Здесь кроется одна из причин, по которым во многих компаниях процесс адаптации отсутствует вовсе. Дело в том, что HR-отдел часто жалуется на отсутствие ресурсов для проведения адаптационных мероприятий. Ресурсов действительно не хватает, так как HR-менеджеры пытаются взять на себя дополнительные обязательства, присущие другим участникам процесса, вместо того чтобы выполнять только координирующую функцию. Необходимо делегировать обязанности другим сторонам, обосновывая целесообразность и эффективность этого шага. Соответственно, передавая эти функции, следует обучать участников процесса (например, наставник должен понимать, зачем он выполняет ту или иную задачу и как это нужно делать).
Задачи:
1. Управление проектами по разработке адаптационных процедур и инструментов
2. Периодический мониторинг системы адаптации, оценка
эффективности адаптационных инструментов и системы в целом
По отношению к новым сотрудникам:
1. Участие в проведении функциональных мероприятий по адаптации, например, проведение вводного инструктажа о правилах внутреннего распорядка, нормах техники безопасности, положений о коммерческой тайне и т.д.
4. Проведение «Welcome! Тренинга»
5. Подготовка Комплекта новичка
6. Эмоциональная поддержка новичка во время всего периода адаптации
7. Получение обратной связи со стороны новичка после окончания адаптационного периода
По отношению к наставникам и линейным руководителям:
8.Обучение навыкам наставничества
9. Разработка мотивационных схем для наставников
Лицо, ответственное за координацию адаптации нового сотрудника, определяется прежде всего исходя из структуры службы и распределении обязанностей внутри нее: это может быть менеджер по персоналу, менеджер по подбору персонала, тренинг-менеджер. [2]
Функции линейного руководителя
К функциям линейного руководителя можно отнести следующие.
1. Определение должностных обязанностей нового сотрудника.
2. Постановка целей и задач на период испытательного срока, определение содержания работы на это время. Новичок должен четко понимать, по каким критериям его будут оценивать в конце испытательного срока.
3. Определение наставника из числа ведущих специалистов отдела. Следует помнить, что неправильный выбор наставника может свести на нет эффективность всей адаптации.
4. Ознакомление новичка с содержанием адаптационного листа и разъяснение назначения запланированных мероприятий.
5. Отслеживание промежуточных результатов. Важно избежать ситуации, когда сотрудника оставляют без контроля на весь испытательный срок, в конце которого фактические результаты его деятельности расходятся с запланированными. Хотя бы раз в месяц необходимо беседовать с новым работником о том, каких успехов он достиг, с какими сложностями он сталкивается. По результатам такой встречи может быть принято решение о сокращении продолжительности испытательного срока.