Набор социальных выплат и льгот зависят от ряда факторов: размера предприятия, его отраслевой принадлежности, финансово-экономического положения.
В условиях сокращения государственных расходов на выплаты социального характера наблюдается смещение нагрузки соответствующих программ на уровень предприятия. Учитывая это, государство должно стимулировать развитие фондов социальных выплат на предприятиях. Основным инструментом здесь является налоговая политика, которая должна предусматривать полное или частичное освобождение от налогов сумм, направляемых на развитие различных форм социальных выплат.
Одни и те же дополнительные выплаты могут удовлетворить требованиям и предприятия, и требованиям занятых в нем работников. Поэтому объемы социальных выплат должны сочетать интересы предприятия и работников, хотя их интересы никогда не могут совпасть полностью.
Выплаты на профессиональную подготовку должны быть эффективны. Доля их возросла с 1,45 % до 9,6 %, но такое использование выплат социального характера эффективно при условии востребованности персонала на данном предприятии. Затраты на профессиональную подготовку должны быть обоснованны и подтверждены расчетами в программе маркетинга персонала.
Масштаб выплат материальной помощи носит невероятностный характер, поэтому необходимо изучать каждый конкретный случай. В нашей таблице доля выплат материальной помощи по непредвиденным обстоятельствам возросла с 0,5% до 3,3 % (против планового снижения до 0,4 %).
После анализа использования средств на оплату труда и выплату социального характера по каждому из направлений следует провести анализ расходования этих средств по основным категориям персонала (рабочие, специалисты, служащие, руководители). Средства, используемые на оплату труда, целесообразно также анализировать по отдельным производственным подразделениям.
В заключении отметим, что создание рыночных отношений усиливает ориентацию на конечный результат, а это требует возрастающего внимания к анализу использования средств на оплату труда и социальные выплаты, выявлению устойчивых закономерностей и тенденций при прогнозировании объемов фонда оплаты труда.
Целью анализа является определение того, какое влияние изменение фонда заработной платы оказывает на изменение себестоимости продукции.
Относительный анализ изменения фонда заработной платы и выплат социального характера рассмотрим в таблице 10.
Таблица 10 - Относительный анализ изменения фонда заработной платы и выплат социального характера
Экономические показатели (тыс. руб) |
Базисный месяц |
Отчетный месяц |
Показатель отчетного месяца к базисному, % |
Объем продукции в сопоставимых ценах |
37500 |
38960 |
103,9 |
Фонд заработной платы |
496830 |
486761 |
97,97 |
При проведении этого анализа учитывается процент выполнения плана по объему продукции и изменение фонда заработной платы в плановом периоде относительно базисного. Рассмотрим алгоритм анализа:
1. Абсолютное отклонение фонда заработной платы от базисного периода составит: з/п = 486761 - 496830 = - 10069 (руб.)
2. Учитывая, что объем продукции увеличился на 3,9% фонд заработной платы отчетного месяца необходимо скорректировать на индекс увеличения объема (1,039):
486761 - (496830 . 1,039) = -29445 (руб.)
3. На изменение фонда заработной платы с учетом изменений объемов продукции влияют переменные выплаты из суммы оплаты труда (выплаты, которые меняются прямо-пропорционально изменению объемов производства). Пусть они составляют 0,57, тогда:
3,9% . 0,57 = 2,22% - процент корректировки.
4. Расчет относительного отклонения следующий:
486761 - (496830 . 1,0222) = -21098,6 (руб.)
Это означает, что экономия по оплате труда в себестоимости продукции составили 21098,6 рубля. Эффективность использования средств, направляемых на оплату труда и социальные выплаты, рассчитываются при помощи коэффициента эффективности (КЭФ) по формуле (1):
Кэф = , (1)
где – сумма средств ФЗП и выплат социального характера;
- непроизводительные выплаты из фонда заработной платы.
Следующим направлением анализа эффективности использования средств на оплату труда и социальные выплаты – определение влияния факторов (факторный анализ) на абсолютное отклонение з/п = -10069 руб., в следствии таблицы10. Факторами, влияющими на з/п, являются изменение численности всего ППП и по отдельным категориям персонала, изменение их средней заработной платы и дохода.
Информационной базой анализа служит статистическая отчетная форма (Ф-П-4), которая внесена в таблицу 11.
Таблица 11 - Статистическая отчетная форма (Ф-П-4)
Экономические показатели |
№ стр. |
Базисный месяц |
Отчетный месяц |
Отношение в % |
1.Фонд начисленной зарплаты (руб.) В т.ч. работникам списочного состава; внешним совместителям, по договору списочного состава; по договору несписочного состава. Работникам основной деятельности (ППП) |
01 02 03 04 05 06 |
496830 485785 7045 4000 - 461732 |
496761 475511 7050 4200 - 457525 |
97,97 97,89 100,07 105 - 99,09 |
2.Выплаты социального характера (руб.) В т.ч. работникам списочного состава; внешним совместителям, по договору списочного состава; по договору несписочного состава. Работникам основной деятельности (ППП) |
01 02 03 04 05 06 |
7637 7637 - - - 7194 |
7536 7536 - - - 7104 |
98,68 98,68 - - - 98,75 |
3.Среднесписочная численность В т.ч. работникам списочного состава; внешним совместителям, по договору списочного состава; по договору несписочного состава. Работникам основной деятельности (ППП) |
01 02 03 04 05 06 |
475 460 10 5 - 435 |
471 456 10 5 - 430 |
99,16 99,13 100 100 - 98,85 |
Итого: 4. доход всего (руб.) (стр.1.01 + стр.2.01) 5. доход ППП (руб.) (стр.1.06 + стр.2.06) 6. з/пл ППП (руб.) (стр.1.06 : стр. 3.06) 7.ср. доход ППП (руб.) (стр.6 + стр.2.06 : стр.3.06) |
504467 468926 1061,45 1077,99 |
494297 464629 1064,01 1080,53 |
97,98 99,08 100,29 100,24 |