Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.
Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.
Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.
Бизнес ООО «Мечел-Сервис» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности (таблица 5).
Таблица 5 - Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли |
Относительный вес (ОВ) |
Оценка привлекательности (ОП) |
Результат = ОВ*ОП |
1. Размер и темп роста рынка |
0,15 |
4 |
0,6 |
2. Острота конкуренции |
0,1 |
4 |
0,4 |
3. Концентрация потребителей |
0,05 |
5 |
0,25 |
4. Уровень концентрации поставщиков |
0,05 |
2 |
0,1 |
5. Зависимость спроса от цены |
0,07 |
3 |
0,21 |
6. Уровень насыщения спроса |
0,15 |
4 |
0,6 |
7. Невмешательство государства |
0,05 |
4 |
0,2 |
8. Низкая степень устаревания продукции |
0,03 |
5 |
0,15 |
9. Технологическая стабильность |
0,1 |
4 |
0,4 |
10. Прибыльность |
0,2 |
5 |
1,0 |
11. Барьеры для входа и выхода |
0,05 |
2 |
0,1 |
Оценка привлекательности отрасли |
1 |
- |
4,01 |
ООО «Мечел-Сервис» может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации – создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.
Далее оценим конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса в данной отрасли, на основании данных таблицы оценки конкурентной позиции (таблица 6).
Таблица 6 - Оценка конкурентной позиции
Основные факторы успеха |
Относительный вес (ОВ) |
Оценка привлекательности (ОП) |
Результат = ОВ*ОП |
1. Относительная доля на рынке |
0,2 |
4 |
0,8 |
2. Система сбыта |
0,05 |
5 |
0,25 |
3. Развитие производственных процессов |
0,1 |
5 |
0,5 |
4. Издержки (затраты) |
0,1 |
4 |
0,4 |
5. Техническая оснащенность |
0,15 |
4 |
0,6 |
6. Качество продукции |
0,1 |
5 |
0,5 |
7. Деловые связи |
0,2 |
4 |
0,8 |
8. Финансовые возможности |
0,1 |
4 |
0,4 |
Оценка конкурентной позиции |
1 |
- |
4,25 |
Рекомендации: поиск растущих сегментов; специализация и дифференциация; выборочное инвестирование.
ООО «Мечел-Сервис» имеет хорошую силу, но рынок уже теряет свою привлекательность. Поэтому необходимо искать растущие сегменты; инвестировать в рост на этих сегментах, чтобы расти быстрее рынка и усиливать свое лидерство на рынке.
Таким образом, комплекс мер по повышению конкурентоспособности может обеспечить высокие темпы развития предприятия и расширение его доли рынка.
Далее проведем анализ внутренней среды ООО «Мечел-Сервис».
Как было отмечено выше, к основным элементам внутренней среды организации относятся: миссия организации, цели, деловая стратегия, люди, структура, ресурсы и технологии. Все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других. Всякая организация имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как миссия организации.