В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ООО «Мечел-Сервис» – таблица 4.
Таблица 4 - Матрица STEP-анализа внешней среды организации
Факторы внешней среды (глобальные проблемы) |
Краткая характеристика вариантов развития экономики | ||
Пессимис- тичный |
Реалис- тичный |
Оптимис- тичный | |
1. Социальные: - рост реальных доходов населения; - изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы; - улучшение демографической ситуации в регионе; - изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений). |
+ |
+ |
+ + + |
Продолжение табл. 4 | |||
2. Технологические: - появление научно-технических достижений; - сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона; - развитие конкурентных технологий; - потенциал инноваций. |
+ |
+ |
+ + + |
3. Экономические: - улучшение экономической ситуации в регионе; - появление новых конкурентов; - рост активности конкурентов; -снижение покупательской способности; - обменные курсы валют; - сезонность. |
+ + + + + |
+ + + |
+ |
4. Политические: - ужесточение государственной политики в области сертификации; - ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции. |
+ + |
+ |
Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.
Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации. При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.
Далее построим матрицу GE, на которой отразим сильные стороны / конкурентоспособность организации, размер отрасли и долю организации ООО «Мечел-Сервис» на рынке – рисунок 3.
| |||
| |||
Высокая Средняя Низкая
А1 |
А2 |
В3 |
А3 |
В2 |
С1 |
В1 |
С2 |
С3 |
10
Высокая
7
Средняя
4
Низкая
1
10 7 4 1
- Высокий приоритет, с точки зрения инвестирования - Средний приоритет, с точки зрения инвестирования - Низкий приоритет, с точки зрения инвестирования |
Рисунок 3 – Матрица GE «Привлекательность отрасли – сильные стороны предприятия»
Для позиции А1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.
Для позиции А2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.
Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).
Это такие виды, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.
Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.