Среда косвенного воздействия (макросреда) состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:
а) Состояние экономики страны. Руководство ООО «Мечел-Сервис», особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Положительное влияние оказывают снижение таможенных пошлин и возможность снижения ставок по кредитам.
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, снижению себестоимости продукции.
в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность ООО «Мечел-Сервис». При этом значительная социальная напряженность в обществе может оказать существенное отрицательное влияние на деятельность организации.
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.
д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями.
Таблица 3 - Анализ угроз и возможностей макросреды ООО «Мечел-Сервис»
Факторы макросреды |
Характер влияния |
Возможная реакция предприятия |
1. Значительный уровень инфляции |
отрицательное |
предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки |
2. Сложность привлечения достаточного объема инвестиций |
отрицательное |
проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков |
3. Недостаток квалифицированного персонала |
отрицательное |
обучение; привлечение специалистов за более высокую зарплату |
4. Выход на внешний рынок |
положительное |
организация дилерских центров за рубежом |
5. Использование НОУ-ХАУ |
положительное |
монополия на производство |
6. Получение льгот, снижение налоговых ставок, таможенных пошлин |
положительное |
уменьшение необходимой величины инвестиций, сокращение сроков окупаемости |
Таким образом, основными факторами макросреды, оказывающими влияние на ООО «Мечел-Сервис» являются экономические, правовые, научно-технические и социальные.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
а) Поставщики. Давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль.
ООО «Мечел-Сервис» является дочерним предприятием Группы Компаний «Мечел» (ГК «Мечел») и реализует металлургическую продукцию предприятий группы. «Мечел-Сервис» предлагает рынку не только продукцию ГК «Мечел», но изделия других металлургических компаний. С его складов реализуется арматура, катанка, качественный прокат, фасонный прокат, рядовой лист, нержавеющий сортовой и листовой прокат, трубная продукция. Это позволяет компании расширять присутствие на рынке конечного потребителя.
Предложения от поставщиков прочих материалов в настоящее время на рынке высокое и устойчивое, качество хорошее.
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
Сегодня ООО «Мечел-Сервис» управляется сплоченной командой, объединенной общей задачей по достижению стратегических целей компании. Это команда профессионалов, ведущая бизнес в соответствии с международными стандартами и современными тенденциями рынка металлургической и горнодобывающей промышленности.
в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. Следует отметить, что государственная политика направлена на развитие предпринимательства, политическая обстановка в стране начинает стабилизироваться, улучшаются социальные условия.
г) Потребители. Группы потребителей данной продукции достаточно стабильны. ООО «Мечел-Сервис» имеет широкую сеть подразделений в городах России. «Мечел-Сервис» имеет складские мощности в двух десятках наиболее развитых городах России, в таких как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара. Новые подразделения торговой компании открылись в Сочи, Воронеже.
Клиентами являются свыше 200 ведущих предприятий российского рынка. ООО «Мечел-Сервис» работает с оптовыми и мелкооптовыми заказами, а также розничными покупателями.
Уровень информированности покупателя высокий, реклама осуществляется через ряд Нижегородских и центральных телекомпаний, газет, журналов.
д) Конкуренты. Среди крупнейших федеральных игроков, присутствующих сегодня на рынке, можно отметить «Металл-Сервис», «ЕвразХолдинг» и Сталепромышленную компанию (СПК). Тон задают крупные производители металлургической продукции. Основные методы укрепления собственных позиций - это сервис и минимальная наценка, что естественно, когда компания работает в едином холдинге с производителем. У ООО «Мечел-Сервис» есть два безусловных преимущества: это наличие аффилированного поставщика и финансовые ресурсы. В то же время риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании ООО «Мечел-Сервис», поскольку на сегодняшний день существует достаточно много независимых металлотрейдеров, которые всегда готовы предложить более широкий ассортимент продукции, в том числе и продукцию конкурентов. Они более гибко подходят к потребностям покупателей.
В настоящий момент главным преимуществом для ООО «Мечел-Сервис» остается возможность значительного варьирования ценой на грани демпинга.