Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Тактику вырабатывают в развитии стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактика рассчитана на более короткий срок чем стратегия.
Таким образом, программа развития Куженерского райпо в 2005 году включает в себя реализацию следующих мероприятий:
- повышение квалификации и обучение специалистов планово-экономического отдела и бухгалтерии, путем направления на курсы повышения квалификации в Йошкар-Олинское кооперативное училище и в эффективно работающие райпо в системе Марпотребсоюза;
- приобретение 5 единиц компьютерной техники с установкой программного обеспечения для автоматизации бухгалтерского учета;
- открытие 2-х «магазинов на дому» в деревнях Малый Царанур и Шинур;
- открытие 2-х стационарных торговых точек на рынках г. Йошкар-Ола;
- провести реконструкцию крупнейшего магазина «Универмаг» в п. Куженер и расширить перечень дополнительных услуг, оказываемых населению (организовать ремонт часов, проявку фотопленки, продажу и прокат видеокассет);
- освоить выпуск и получить сертификаты на выпуск новых видов колбасных изделий «Краковская», сосиски, сардельки;
- наладить собственное тарное производство с использованием рабочих-надомников.
Основные средства являются материальным воплощением научно-технического прогресса – главного фактора повышения эффективности деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации. Анализ состояния и использования основных фондов позволяет сделать необходимые выводы и разработать конкретные мероприятия по устранению недостатков и выявлению имеющихся резервов их использования.
На начало 2004 года остаточная стоимость всех основных средств райпо составляет 8371 тыс. р., из них торговли – 4352 тыс. р. или 52%,стоимость незавершенного строительства 107 тыс. р.
На начало 2004 года Куженерское райпо имело следующие основные средства: двухэтажное здание конторы в п. Куженер, цеха по производству безалкогольных напитков и колбасных изделий, магазины в количестве 40 единиц, 2 киоска, предприятия общественного питания – 12 единиц, два склада площадью 740 кв. м., 15 автомобилей.
Общая стоимость основных средств сокращается. В отраслевом разрезе наблюдаем увеличение стоимости основных средств по заготовительной деятельности.
Также следует выделить следующие тенденции в развитии основных средств: общее сокращение количества розничных торговых предприятий, в том числе магазинов; значительное укрупнение ряда магазинов, особенно продовольственных; передача части торговых площадей в аренду.
Для повышения эффективности использования оборотных средств необходима реализация следующих мероприятий:
1. Торговля. Снижение звенности цепочки товароснабжения магазинов. В торговую сеть должно поступать больше товаров собственного производства и от заготовительной деятельности. Периодически проводить анализ спроса на товары, чтобы быстрее реагировать на изменения в потребностях покупателей. Разработать систему скидок для управления дебиторской задолженностью. Обеспечить планирование пунктов продажи товаров, их целесообразное размещение и подбор ассортимента товаров для магазинов. Активизировать работу оптового звена, сконцентрировать его деятельность на планомерном обеспечении нужд райпо.
2. Промышленность. Так как время производства обусловлено технологическим процессом и характером применяемой техники, то чтобы его сократить, надо совершенствовать технологию, механизировать и автоматизировать труд. Сокращение времени обращения можно достигнуть за счет использования собственного сырья, полученного от заготовительной деятельности, продажу выработанной продукции через собственными силами.
3. Общественное питание и заготовки. Некоторые мероприятия были уже названы. В дополнении можно предложить использование сырья заказчика для изготовления кондитерских изделий, полуфабрикатов. В заготовительной деятельности шире использовать встречную продажу населению продуктов и товаров.
Важной отраслью деятельности райпо является производство продукции на собственных предприятиях.
Данные об использовании мощности производственных предприятий райпо представлены в таблице 2.
Таблица 2. Использование проектной мощности предприятий (цехов)
Куженерского райпо МПС за 2001-2003гг.
Предприятия (цеха) |
Мощность | ||||||||
2001г. |
2002г. |
2003 г. | |||||||
Проектная |
Фактическая |
% использования |
Проектная |
Фактическая |
% использования |
Проектная |
Фактическая |
% использования | |
Колбасный цех, т. в год | 80 | 49.6 | 62 | 80 | 43.2 | 54 | 80 | 38.4 | 48 |
Кондитерский цех т. в год | 60 | 31.8 | 53 | 60 | 35.4 | 59 | 60 | 44.4 | 74 |
Напиточный цех, тыс. дал. | 15 | 11.3 | 75 | 15 | 11.7 | 78 | 15 | 10.7 | 71 |