Куженерское райпо является монополистом на рынке по реализации потребительских товаров. Данная ситуация имеет исторические корни. Еще в советские времена практически вся торговля в сельской местности осуществлялась через систему потребкооперации. С переходом на рыночные рельсы в некоторых местах ситуация стала меняться, стали появляться магазины, принадлежащие различным собственникам (частным предпринимателям, фирмам). В Куженерском районе из-за его относительной удаленности от центра – столицы республики, ситуация практически не изменилась. По-прежнему, торговля осуществляется через систему потребкооперации. Альтернативные торговые точки практически отсутствуют. Этим Куженерский район и поселок Куженер отличается от других районов и районных центров республики, где торговля через систему потребкооперации сдает свои позиции. Это связано с тем, что многие успешно работающие сельскохозяйственные и промышленные предприятия стремятся открывать собственные магазины, где кроме собственной продукции реализуют и другие товары повседневного спроса.
Но все же ситуация может измениться и может возникнуть угроза со стороны «пришельцев». Торговля, не смотря на кризис продолжает развиваться. В столице республики торговые предприятия испытывают жесточайшую конкуренцию, поэтому они стремятся выходить на другие рынки. Самыми привлекательными для них являются районные центры. Пока данный сегмент рынка только начинает ими осваиваться. Многие торговые предприятия организуют выездную торговлю.
Дальнейшее развитие производства Куженерского райпо не мыслимо без выхода на другие сегменты рынка кроме местного. При продвижении в этом направлении райпо ожидает встреча с многочисленными конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Пока стратегия завоевания других сегментов рынка райпо не определена.
Географическое месторасположение покупателя – п. Куженер, Куженерский район, г. Йошкар-Ола. Демографические характеристики – местное население без ограничения возраста и пола.
Социально-психологические характеристики покупателя – различные социальные слои населения, вкусы характеризуются консерватизмом, привычки практически не меняются на протяжении длительного времени, низкая подверженность влияниям моды.
Отношение покупателя к продукту – потребительские товары являются жизненно необходимыми покупателю, особенно продукты питания, без которых немыслимо само существование человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что Куженерское райпо имеет очень сильные позиции по отношению к покупателю в процессе торга. Т.е. из-за ограниченности в возможности выбора продавца нужного ему товара, сила покупателя торговаться существенно ослаблена.
Объем закупок, осуществляемых покупателем – в отношении продуктов питания он не может быть ниже необходимого минимума для поддержания жизнедеятельности, имеет место такое выражение «хлеб люди будут покупать всегда». Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу – на первый взгляд более низкая цена товара, может оказаться на самом деле более высокой из-за транспортных расходов, т.к. другие продавцы находятся на значительном расстоянии. Таким образом, утверждение о большей степени зависимости покупателя от продавца справедливо.
О государственной политике в отношении развития и поддержки потребительской кооперации можно судить по уже упомянутым нормативно-правовым актам. Но следует отметить, что Правительства принимало немало решений по поддержке малого предпринимательства, забывая при этом, что в стране есть великолепная сеть, которую не нужно реформировать, а лишь на новой основе поддержать и сохранить (в лице потребительской кооперации России). Т.е. необходимо продолжать развитие законодательно-правовой базы обеспечивающей дальнейшее развитие потребительской кооперации.
В современных условиях отношение государства стало публично позитивным. Особо следует отметить прямую поддержку потребительской кооперации, о которой в начале 2001 года было объявлено Премьером Российского правительства Е.М. Примаковым. Но более реальной должна быть поддержка на местах в регионах Российской Федерации. Приведем некоторые примеры. По договоренности с Чувашпотребсоюзом 2000 год Президент Чувашской Республики провозгласил годом кооперации. Тем самым подчеркивается особая роль потребительской кооперации как мощного рычага защиты наименее обеспеченных слоев населения, и прежде всего сельского населения. Данное решение принято не случайно. Тем самым, по словам Президента Чувашской Республики Николая Федорова, подчеркнута особая роль кооперации в насыщении потребительского рынка республики, обеспечении населения продовольствием, решении социальных задач. Это является признанием несомненных достижений кооператоров Чувашии. С согласия Центросоюза Российской Федерации 23-27 июля в Чебоксарах проводятся Дни российской кооперации. К сожалению, кооператоры Марий Эл не могут похвастаться столь громкими достижениями, но нельзя не отметить Указ Президента Республики Марий Эл Вячеслава Кислицина «О поддержке Союза потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл» №751 от 15.04.98г, в котором закреплено оказание финансовой помощи предприятиям потребительской кооперации.
Рынок капитала. Задолженность потребительской кооперации по кредитам и начисленным процентам была переоформлена на внутренний и государственный долг, погашение долга еще раз отсрочено до 1 декабря 2005 года. Практикуется погашение задолженности местных бюджетов перед пенсионерами, работниками бюджетной сферы путем поставок продовольствия, товаров первой необходимости и оказание необходимых услуг. Взамен потребкооперация получает деньги волне приличные. По итогам 2003 года – 21 млн. рублей.
Основным источником поступления денежных средств для предприятий потребительской кооперации остается Фонд развития потребительской кооперации. Начиная со II квартала 1994 года предприятия создают данный фонд с отнесением расходов, направляемых в него, на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере до 6 процентов от стоимости реализованных товаров (продукции). Назначение Фонда - стабилизация кооперативной экономики для улучшения обеспечения сельского населения товарами и услугами. В 2003 году Куженерским райпо было начислено фонда развития потребительской кооперации 36 тыс. руб., по данному показателю райпо находится на предпоследнем месте в Марпотребсоюзе. В предыдущем году средства в данный фонд не начислялись. Всего по системе Марпотребсоюза в фонд развития потребительской кооперации в 2003 году было начислено 6700 тыс. руб., что на 2191,50 тыс. руб. меньше чем в предыдущем.
Кредитная политика Центрального банка остаётся жесткой. Сроки выдачи кредитов короткие (3-6 месяцев). Поэтому предприятия практически не используют кредиты банков для финансирования своей деятельности. Так в Куженерском райпо кредиты банков в 2000 году составляли 11,7% от общей суммы заемных средств, в 2001 году – 7,9%, в 2002 – 0,3%, за 2003 года – 1,6%. Т.е. за период с 2000 по 2003 годы мы наблюдаем устойчивую тенденцию к снижению доли кредитов банков в финансировании деятельности Куженерского райпо.