рефераты по менеджменту

Потребительские кооперативы

Страница
4

Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу.

После 1917 года у нее было незаконно изъято более двух третей собственности. Но даже в самые трудные времена кооперация сохранила свою значимость в обеспечении населения товарами и услугами. Сфера ее деятельности охватывает 55 млн. человек (практически все сельское население, из которого 15 млн. пайщиков).

На предприятиях системы потребкооперации 550 тыс. работающих заняты в заготовках, производстве и торговле. Она располагает 100 тыс. магазинов, 11 тыс. предприятий общественного питания, 412 оптовыми базами, 5 тыс. заготовительных организаций, 7 тыс. промышленных предприятий и цехов [10, с.14].

Потребительская кооперация всегда была надежным партнером и активным помощником государства в решении важных народнохозяйственных задач. Еще совсем недавно кооперативные организации закупали у граждан сотни тысяч тонн мяса и мясопродуктов, молока, миллионы тонн картофеля, овощей, фруктов, даров природы, меда, другой продукции и направляли все это для снабжения городов и промышленных центров, организовывали ярмарки и базары.

Однако за последние 8 лет в ряде регионов и в целом по стране потребительская кооперация в силу как объективных, так и субъективных причин резко сдала свои позиции. Закупки мяса у населения снизились в 8,5 раз, молока в 5, яиц – в 9, картофеля – в 12, овощей – в 10, плодов – в 13 раз; производство хлеба – почти в 5 раз, колбасных изделий в 6, кондитерских – в 7, консервов – в 10, безалкогольных напитков – в 11 раз. Резко упал товарооборот [12, с. 17].

В последнем пятилетии потребительская кооперация испытала самые большие трудности за весь постсоветский период. Вся система была на грани краха.

Но потребительской кооперации удалось выжить, хотя она понесла очень большие потери. Розничный товарооборот уменьшился в 4 раза, производство потребительских товаров – в 2,7, заготовительный оборот – более чем в 6 раз. Сократилась численность работников – в 2,5 раза. Почти две трети кооперативных предприятий и организаций работают убыточно.

Однако и в этих сложных условиях более тысячи потребительских обществ и 16 республиканских, краевых и областных потребсоюзов ведут хозяйство рачительно и прибыльно.

Многие кооперативные организации не прервали капитальное строительство. За последние годы введено объектов почти на 2 млрд. р., находятся средства и на строительство жилья.

В 2002 году наметились было позитивные тенденции по системе потребительской кооперации в целом. Замедлились темпы снижения объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров, а по отдельным позициям даже достигнут рост. Снизились издержки обращения, уменьшилась зависимость от кредитов банков.

Принятые в 2002 году меры и специально разработанная Программа стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года создали условия для оздоровления положения во всех отраслях.

Предварительные итоги развития потребительской кооперации в 2003 году – первом году работы по выполнению Программы стабилизации и развития потребительской кооперации – подвело 120-е общее Собрание представителей потребительских обществ России.

Задания Программы по розничному товарообороту выполнили 10 потребсоюзов, по товарообороту общественного питания – 30, по закупкам мяса – 20, молока – 34, яиц – 32, картофеля – 17, овощей – 18, плодов – 15 потребсоюзов, по выработке хлебобулочных изделий – 9, колбасных – 7, кондитерских – 55, консервов и безалкогольных напитков – 19, пива – 12 потребсоюзов [19].

20 потребсоюзов добились увеличения розничного товарооборота, 30 – закупок мяса, молока, яиц, картофеля, овощей и плодов. Возросло производство кондитерских изделий и пива. Приостановили спад по производству безалкогольных напитков и консервов. Немало кооперативных организаций, наращивая объемы, вышли за рамки привычных видов деятельности и активно возрождают на селе разного рода бытовые услуги – открывают парикмахерские, снабжают население медикаментами, оказывают ритуальные услуги, развивают народные промыслы, способствуя тем самым и решению проблемы занятости.

Крайне негативное влияние на развитие потребительской кооперации оказал августовский кризис 1998 года, который уничтожил ростки улучшения деятельности. В период кризиса, когда частные торговые точки свернули торговлю, потребительская кооперация продолжала торговое обслуживание пайщиков и всего сельского населения в прежних масштабах и по устойчивым ценам. В результате потеряла более 1,5 млрд. р. оборотных средств.

В связи с нерегулярными выплатами заработной платы и пенсий предприятия потребительской кооперации выдают товары населению в долг на длительное время, что снижает социальную напряженность на селе. Из-за недостатка бюджетных ассигнований в долг отпускаются значительные объемы продовольствия школам, домам престарелых, а также сельхозпредприятиям. Вследствие этого, при критическом недостатке оборотных средств, из оборота потребительской кооперации постоянно отвлекается до 3,5 млрд. р. по су-ществу потребительская кооперация повсеместно беспроцентно кредитует как население, так и социальную сферу, не получая при этом ничего взамен.

Обеспечить стабилизацию положения потребительской кооперации, ее развитие, успешное решение новых задач возможно, если учитывать опыт лучших потребсоюзов и потребительских обществ, которые, действуя в таких же условиях, что и остальные, качественно обслуживают пайщиков и других жителей, работают рентабельно, уверенно теснят конкурентов на продовольственном рынке территории, в основных сферах своей деятельности. Когда кооперация задает тон на местном потребительском рынке – это не может оставаться незамеченным, это гарантирует поддержку и помощь со стороны администрации территории.

Таким образом, потребкооперация является связующим звеном между производителями сельхозпродукции и ее потребителями. Она гарантированно обеспечивает сельское, да и во многом городское население необходимыми товарами, имеет довольно хороший перерабатывающий комплекс и практически в каждой деревне – своего представителя, который закупает продукцию и продает товары. За свою более чем полуторовековую историю кооперация накопила огромнейшие традиции и опыт, хорошо вписались сегодня в инфраструктуру и в уклад жизни. Но, к сожалению, идеология реформ не учла всего этого и чуть было не разрушила это звено.

Теперь рассмотрим состояние и проблемы развития потребительской кооперации в одном из регионов Российской Федерации - Республике Марий Эл.

Подводя итоги работы на собрании Союза потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл за девять месяцев 2004 года было отмечено следующее.

Розничный товарооборот за 9 месяцев 2004 года возрос в фактических ценах на 75,6% и составил 320 млн. рублей, в сопоставимых ценах снизился на 18,8%. Увеличение розничного товарооборота в фактических ценах произошло во всех кооперативных организациях, в сопоставимых ценах только в Микряковском потребоществе (114%) и потребительском обществе «Волжский горкоопторг» (108,2%).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту