В целом по Марпотребсоюзу заготовительный оборот в 2003 году увеличился в 3 раза. Правительством республики были определены конкретные задачи для потребкооперации по полному восстановлению и расширению сети заготовительных организаций в районах.
Для повышения эффективности заготовительной деятельности необходимо принимать меры не только по увеличению объемов закупаемой продукции, но и обеспечить ее сохранность и реализацию.
Особо следует увеличить темпы закупок мяса, молока, кожевенного и вторичных видов сырья, другой сельхозпродукции широко используя для этих целей встречную продажу населению муки, комбикормов, зернофуража, отрубей и т.д.
Отделу заготовок и сбыта Марпотребсоюза необходимо совместно с районными потребобществами разработать систему сбыта заготовленной продукции, иметь постоянных платежеспособных клиентов-покупателей, заранее заключать договоры с партнерами, организовать приемку и отгрузку сельхозпродукции на местах по предоплате.
Отдел кадров и отдел заготовок Марпотребсоюза совместно с районными потребобществами с 1 ноября 2003 года приступил к подготовке в кооперативном техникуме 30 специалистов заготовителей, производит обучение всех продавцов сельских магазинов для работы в системе заготовок.
Таким образом, Программа развития Марийского потребсоюза на 2004-2005 годы акцентирует внимание на достижении безубыточной деятельности за счет увеличения объемных показателей: розничного товарооборота, выпуска продукции предприятиями промышленности и общественного питания, стоимости оказываемых платных услуг, объема закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, прочих видов деятельности.
Основные параметры социально-экономического развития Марийского потребсоюза определены с учетом производственного потенциала, характера и динамики происходящих экономических процессов, опыта кооперативных организаций, эффективно работающих в рыночных условиях.
В дополнение к указанным мероприятиям следует присовокупить ряд приоритетных вопросов, которые требуют обязательного разрешения в будущем:
- достижение уровня организации, соответствующей современным требованиям культуры и производства;
- активизация работы с пайщиками, населением для укрепления общественного мнения о потребительской кооперации не только как о добросовестном партнере и налогоплательщике, но и как о системе, удовлетворяющей повседневные жизненные потребности сельского населения;
- лоббирование интересов и влияние на всех уровнях власти на решения в пользу потребительской кооперации.
Также следует выделить главные направлениями работы по преодолению кризиса:
- сокращение текущих издержек и в особенности управленческих расходов;
- концентрация усилий на снижении потерь от неплатежей.
- Важнейшее условие стабильных финансов – формирование оборотных средств на основе:
- использования в полном объеме возможности начисления фонда развития потребительской кооперации;
- увеличение размера паевого фонда за счет поднятия престижа потребительской кооперации, пропаганды идей кооперативного движения, резкого улучшения всей многогранной деятельности потребительских обществ на местах;
- ведение личной ответственности руководителей и главных бухгалтеров за сохранность и целевое использование оборотных активов.
Грамотное ведение бухгалтерского учета, взвешенная налоговая политика организаций потребительской кооперации, высококвалифицированное юридическое сопровождение их деятельности должно рассматриваться как залог экономической стабильности работы особенно в условиях финансового кризиса.
В заключении выделим основную концепцию по укреплению позиций потребительской кооперации в Республике Марий Эл, которая носит общесистемный характер укрепления экономических позиций потребительской кооперации путем объединения усилий организаций потребительской кооперации по реализации стратегии устойчивого экономического роста.
Данная концепция должна быть основой выработки конкретных плановых мероприятий в каждом конкретном периоде, обеспечивающих объединение усилий и ресурсов в интересах пайщиков и удовлетворения потребностей всего сельского населения, сохраняя и развивая исторический авторитет кооперативного движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Поэтому одной из самых значительных ее характеристик является зависимость предприятия от внешней и внутренней среды.
Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу. Потребительская кооперация всегда была надежным партнером и активным помощником государства в решении важных народнохозяйственных задач.
Потребительская кооперация в Марий Эл занимает достойное место в экономике республики. Об этом говорит такой показатель как удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте республики за 2003 года он составил 12,3%, удельный вес в обороте ряда территорий (районов) достигает 57%. Предприятиям потребительской кооперации присущи все те же экономические, финансовые и социальные проблемы, что и предприятиям других отраслей: неплатежи, большой удельный вес бартерных операций, недостаток оборотных средств, отток квалифицированных кадров. Но следует также заметить, что потребительская кооперация это многоотраслевая экономическая система, от которой зависит благосостояние жителей сельских районов республики, поэтому крайне важна поддержка не на словах а на деле со стороны государственных органов. Без нее наметившиеся тенденции к улучшению ситуации могут не получить должного развития и будут протекать крайне медленно.
Внешняя среда предприятия подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия.
Среда косвенного воздействия создает общие условия среды нахождения предприятия. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание взаимодействия со средой прямого воздействия.
Анализ влияния факторов прямого и косвенного воздействия на деятельность Куженерского райпо выявил следующее. Законодательная и нормативная база предусматривает немало льгот для предприятий потребительской кооперации, что способствует экономическому росту и развитию системы.
Куженерское райпо находиться в зависимости от такой переменной внутренней среды как поставщики, т.к. в силу своей финансовой несостоятельности не может устанавливать во взаимоотношениях с ними выгодные для себя условия и вынуждено действовать только в интересах поставщиков.
В современных рыночных условиях столкновение с конкурентами неизбежно, пока на существующих рынках Куженерское райпо находится в более выгодном положении чем конкуренты, но при выходе на другие рынки райпо ожидает встреча с многочисленными конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Пока стратегия завоевания других сегментов рынка райпо не определена.