Внешняя среда организации образуется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например, поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия. К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, конъюнктура рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны их приходится принимать к сведению и либо подчиняться, либо "уходить" от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовывать его последствия. Внешнее окружение организации обычно характеризуется динамизмом, то есть постоянным изменением внешних факторов, и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности, степень которой может быть весьма различной.
В то же время неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых можно выделить профиль организации, состояние морально-психологического климата и способности руководства. Легко себе представить, например, какая судьба ждет во время шторма добротный корабль со сплоченным экипажем, управляемый старым "морским волком" и утлое суденышко с разношерстной разболтанной командой во главе с капитаном-новичком. Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих ограничений, в наибольшей степени соответствующий поставленной цели. Эти ограничения связаны прежде всего с материальными и людскими ресурсами и на практике трудно преодолимы, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать. Но от того, насколько она сумеет к ограничениям приспособиться, зависит ее будущее.
Теперь более четко определим что же включает в себя внешняя и внутренняя среда предприятия.
Под внутренней средой предприятия понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как предприятие представляет собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений.
По сути это хозяйственный организм предприятия, его структура (см. рис. 1).
![]() | |||
![]() |
Рис. 1. Переменные внутренней среды предприятия.
Внешняя среда имеет очень большое значение для предприятия. Предприятие постоянно приспосабливается к среде, оценивая по ее реакции успешность своих действий. Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. К переменным среды косвенного воздействия относится: состояние экономики, социально-культурные факторы, политические факторы, НТП, международные события.
К переменным среды прямого воздействия относится: потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы, поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала. Все переменные взаимосвязаны.
При рассмотрении внешней и внутренней среды предприятия нельзя обойти вопрос собственности, который стоит как бы особняком, но в тоже время имеет крайне важное значение. Собственность, как известно, имеет юридический и экономический аспекты. Юридический аспект собственности состоит в том, что закрепляется и защищается Законом право отчуждать ее одним лицом или группой лиц в собственное владение. При этом ограничиваются аналогичные права другого лица или группы лиц. Экономический аспект собственности состоит в праве ее владельцев извлекать из этой собственности прибыль, определять формы управления этой собственностью.
![]() | |||
![]() |
Рис. 2. Переменные внешней среды предприятия
Существуют субъект и объект собственности. Субъективная сторона в отношениях собственности. Субъект наделяется правом владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Предприниматель-менеджер реализует право владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Менеджер - наемный работник может только пользоваться и распоряжаться собственностью. Это влияет на функции, инициативу и ответственность менеджеров.
Собственность и менеджмент связаны через организационно-правовую форму и организационную структуру. При этом организационно-правовая форма предприятия тесно связана с такими факторами, как:
- вид формы собственности: частной или коллективной (Коллективная форма собственности может быть паевой и долевой. Паевая форма предполагает возможность ее вычленения из коллективной в натуральном виде. Эта форма собственности лежит в основе такой организационно-правовой формы, как кооператив. Долевая собственность не предполагает выделение долей в натуральной форме. Такая форма собственности является основой обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.);
- степень ответственности за результаты управления и пользования этой собственностью, т. е. полная ответственность всем имуществом или ответственность в размере доли в уставном капитале (В соответствии с Гражданским кодексом России полная ответственность учредителей сопровождается требованием к ним участвовать в работе учреждаемой организации. В случае ответственности в размере соответствующей доли в уставном капитале от учредителей не требуется работать в создаваемой организации).
Гражданский кодекс России предусматривает разделение всех организаций на коммерческие и некоммерческие (статья 50) [1]. Потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям. Кодексом устанавливаются: порядок регистрации юридических лиц, содержание их учредительных документов, органы юридического лица, наименование, местонахождение, ответственность юридического лица и др.