Далеко не всегда организационную культуру можно считать принципиальным фактором управления, нельзя в нее вкладывать и тот смысл, который управленцы связывают со словом культура.
В функциональном отношении организационная культура помогает решать следующие задачи:
- координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
- мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
- профилирования, позволяющего обрести характерные отличия других предприятий;
- привлечения кадров путем пропагандирования претендентам на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
В принципе организационная культура в состоянии реализовать перечисленные функции, однако не всякая располагает соответствующим потенциалом. Так, многие предприятия обладают такой фирменной культурой, которая тормозит достижения успеха в хозяйственном плане, но и не позволяет распознать себя и использовать свои возможности в интересах райпо. Можно сказать, что к этой категории относиться и организационная культура Куженерского райпо.
Для данной культуры организации присущи следующие ценности: дисциплина, послушание, иерархия, достижение, карьера, достаточность, власть, централизация.
Для того чтобы изменить существующую ситуацию необходимо, прежде всего, переориентация ценностей на: самоопределение; участие; коллектив; ориентирование на потребности; раскрытие личности; творчество; способность идти на компромисс; децентрализация.
Таким образом, в райпо существуют лишь зачатки организационной культуры. В остальном предприятие обладает такой организационной культурой, которая тормозит достижения успеха в хозяйственном плане и не позволяет распознать себя и использовать свои возможности в интересах райпо. Для данной культуры организации присущи следующие ценности: дисциплина, послушание, иерархия, достижение, карьера, достаточность, власть, централизация.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования (или миссия). В качестве миссии чаще рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Миссия Куженерского райпо — удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Миссию раскрывают несколько общеорганизационный целей: получение прибыли, рост технико-экономических показателей эффективности производства, финансовая устойчивость, повышение качества выпускаемой продукции и заготовляемого сырья, высокая культура торгового обслуживания населения.
Специфические цели разрабатываются каждым подразделением райпо по основным направлениям своей деятельности и являются конкретизацией общих. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный период и могут выражаться в количественных показателях. Например, в первом полугодии 2004 года целью колбасного производства было освоение и выпуск нового сорта колбасы «Куженерская».
Цели должны обладать рядом характеристик:
1. Конкретные и измеримые;
2. Ориентированные во времени (долгосрочные (более 5лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (на 1год);
3. Достижимые и перекрестно поддерживающиеся.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. К элементам этого плана прежде всего относится система целей - миссия, общеорганизационные и специфические цели.
В таблице 1 представлены основные стратегические направления и тактические задачи, которые определяют перспективу развития Куженерского райпо.
Таблица 1. Основные стратегические направления и тактические задачи
Куженерского райпо МПС
Направления деятельности |
Стратегия |
Тактика |
Производство |
Расширение номенклатуры выпускаемой продукции |
Освоение новой рецептуры изготовления хлеба, хлебобулочных изделий («Подмосковный», «Сдоба», «К чаю»; колбасных изделий («Краковская», сосиски, сардельки) газированных прохладительных напитков («Клюквенная», «Лимонная», «Брусничная», «Земляничная»). Дополнительное обучение персонала. Закупка дополнительных сырья и материалов для производства. |
Безубыточность производства |
Закупка сырья и материалов через собственных заготовителей у местных производителей (мясо, мука). | |
Торговля |
Увеличение объема розничного товарооборота |
Выездная торговля на рынки столицы республики г. Йошкар-Ола, расширение торговых площадей, расширение ассортимента продаваемых товаров |
Повышение качества торгового обслуживания населения |
Использование современных форм и методов продажи товаров (самообслуживание), совершенствование торгово-технологического процесса, обновление материально-технической базы магазинов | |
Заготовительная деятельность |
Увеличение объема заготовок и расширение номенклатуры заготовляемой продукции |
Строительство дополнительных складских помещений и реконструкция существующих, снабжение их дополнительным оборудованием (холодильным, измерительным). Заключение долгосрочных договоров с населением для закупки у них продукции, полученной в результате ведения собственного подсобного хозяйства (молока, мяса, яиц, шерсти, шкур, меда) и прочей продукции (грибов, ягод, лекарственных трав). |
Общественное питание |
Повышение качества обслуживания |
Повышение квалификации персонала. Контроль за поступающими продуктами питания. Реконструкция пищеблока и ремонт столовой. |
Другой элемент стратегии - приоритеты в распределении ресурсов. Их можно направить в первую очередь на решение самых важных проблем, или распределить пропорционально потребностям.
В основном ресурсы в Куженерском райпо распределялись по второму принципу, но в период открытия новых производств (хлебозавод, колбасное производство, напиточный цех) ресурсы концентрировались и направлялись на организацию и ввод в действие этих производств.
Выработка стратегии завершается определением общих направлений деятельности предприятия, продвижение по которым обеспечивает достижение целей предприятия. Если раньше таким направлением было расширение производства, т.е. введение новых производственных мощностей, то на данный момент – расширение номенклатуры выпускаемых изделий, сохранение безубыточности производства, расширение заготовительной деятельности.