В райпо действует производство по выработке безалкогольных напитков, колбасный и кондитерский цеха.
В практике 100% использование производственной мощности практически недостижимо, поэтому достижение 75-80% использования проектной мощности считается максимальным. В связи с этим можно сделать вывод о том, что производственные мощности напиточного цеха загружены полностью. В цехе выпускается до 10 наименований напитков.
Увеличилась в динамике загрузка кондитерского цеха. В цехе выпускаются печенье, пряники, торты, пирожные, конфеты. Увеличение выпуска связано с расширением рынка сбыта.
Загрузка колбасного цеха напротив снизилась и в 2003 году стала составлять 48% от проектной мощности. Это связано с перебоями в поставках сырья. В цехе освоен выпуск 15 наименований колбасных изделий. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.
На промышленной основе работают некоторые предприятия общественного питания. Так в столовой райпо в поселке Куженер установлен агрегат по производству макаронных изделий «Итилица». Объем производства макаронных изделий в 2002 году составил 35 т (78% к уровню 2001 года). Имеется установка по производству полуфабрикатов на которой выпускаются пельмени, подкоголи, вареники. Объем производства данного вида изделий составил в 2002 году 50 т (120% к уровню 2001 года). В 10 пунктах общественного питания производиться выпечка хлеба. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2002 году составил 47 т (64% от уровня 2001 года). Это связано с падением спроса на данные изделия.
Продукция частично реализуется через собственную торговую сеть, частично на договорной основе реализуется прочим потребителям.
Анализ эффективности использования основных средств Куженерского райпо свидетельствует о наличии имеющихся резервов в использовании основных средств. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия.
Для более эффективного использования торговой площади магазинов необходимо использовать современные методы продажи товаров, такие как самообслуживание в тех магазинах, где это целесообразно. Производить оказание дополнительных услуг, в особенности активизировать прием заказов. Удлинить рабочий день в магазинах. Возродить продажу товаров «на дому», особенно в зимний период, активизировать продажу товаров через магазины и торговлю с лотков. Активизировать рекламную деятельность по реализации товаров, для чего чаще проводить выставки-продажи с дегустацией продуктов, ярмарки, базары. Улучшить интерьер и оснащение розничных торговых предприятий современным холодильным, контрольно-кассовым оборудованием.
Для повышения эффективности использования производственных мощностей промышленности и общественного питания необходимо проводить постоянную и планомерную работу по развитию и перевооружению производства, внедрению новых технологий. На основании плановых маркетинговых исследований проводить внедрение новых видов современной и конкурентоспособной продукции. Упорядочить численность работающих и перевести их на гибкий график работы, с учетом специфики выпускаемой продукции. Постоянно проводить работу по повышению качества продукции, внедрять современную упаковку и фасовку.
Реконструкции и обновления требует складское хозяйство для повышения эффективности заготовительной деятельности. Необходимо наладить собственное тарное производство с использованием рабочих-надомников.
Перечисленные направления – это лишь отдельные элементы стратегии управления основными средствами. В целях успешной деятельности необходима разработка концепции дальнейшего развития.
Производственная деятельность играет все большое значение в деятельности райпо. Для выявления резервов повышения эффективности производственной деятельности необходимо произвести анализ себестоимости выпускаемой продукции.
Проблема снижения издержек обращения в рыночных условиях должна рассматриваться в разрезе управления издержками. Так как рост издержек обращения в большей степени зависит от внешних факторов и предприятия потребительской кооперации не могут на них повлиять.
Часто, в подходе к управлению издержками самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой издержки должны быть снижены любой ценой до самого низкого, ниже минимально допустимого их уровня. В последнее время, как свидетельствует зарубежный опыт, все большее и большее распространение получила вторая точка зрения на оптимальный размер издержек обращения. Можно и необходимо идти на дополнительные затраты в целях увеличения оборота, привлечения новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.
К основным резервам экономии издержек обращения следуют отнести: 1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде; 2) эффективное использование материально-технической базы торговли; 3) внедрение прогрессивных форм обслуживания; 4) повышение производительности труда; 5) своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест; 6) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ; 7) прогрессивную доставку товаров (тара-оборудование и т.п.); 8) ускорение оборачиваемости товаров; 9) введение сплошного или выборочного учета издержек обращения; 10) нормирование издержек с учетом потоварной издержкоемкости, услугоемкости и др.
Основными рекомендациями, которые могут быть взяты на вооружение для борьбы, направленной на снижение издержек обращения в райпо является внедрение процесса управления издер-жками и использование резервов экономии издержек обращения. В дополнение к этому необходимо наладить надлежащий учет и систему нормирования с целью ужесточения ответственности конкретных лиц за нерациональное использование потребляемых ресурсов.
Можно говорить о рентабельности следующих отраслей деятельности Куженерского райпо: оптовая торговля, заготовки, производство. В целом, деятельность Куженерского райпо нерентабельна. Проведем анализ динамики показателя общей рентабельности деятельности, который рассчитывается как отношение прибыли от реализации к себестоимости в отраслевом разрезе.
Таблица 3. Динамика показателей рентабельности Куженерского райпо
МПС за период с 1.01.2000г. по 1.01.2004г. (в %)
Отрасль деятельности |
Годы |
Отклонение, (+,-) 2002 г. к | ||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2000г. |
2001г. | |
Оптовая торговля | 2,8 | 6,5 | 14,6 | 19,6 | 11,8 | 8,1 |
Общественное питание | - | - | - | 5,4 | - | - |
Заготовки | - | 28,7 | 43,8 | 97,7 | 43,8 | 15,1 |
Производство | 10,6 | 13,1 | 14,9 | 3,1 | 4,3 | 1,8 |