Таблица 4
Поставка продукции ЗАО «НКМЗ» в регионы за 2004–2006 гг.
Регион |
Российская Федерация |
СНГ |
Украина |
Всего | ||||
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Объем поставок, % |
36,7% |
34,8% |
18,3% |
17,4% |
44,9% |
47,8% |
100% |
100% |
Объем поставок, т |
5380 |
6241 |
3048 |
3474 |
5247 |
9181 |
13674 |
15905 |
Объем поставок, тыс. $ |
11767 |
18827 |
5878 |
9387 |
14397 |
25842 |
32042 |
54056 |
Из таблицы 4 видно, что объем продаж вырос в 1,69 раза (54056/32042 = =1,69), но структура продаж изменилась: поставки в Россию несколько сократились (на 1,9%), но по объему возросли на 7060 тыс. грн.; в страны СНГ тоже уменьшились на 0,9%, но по объему выросли на 3509 тыс. грн.; в Украину увеличились на 2,9% и возросли на 11445 тыс. грн. Таким образом, значительное увеличение реализации указывает на правильность проводимой маркетинговой политики в этих регионах.
Доля рынка завода с учетом экспортных поставок составляет свыше 35%. Как производитель уникальной и сложной продукции высокого качества ЗАО «НКМЗ» постоянно совершенствует перечень выпускаемых изделий и по целому ряду является монопольным производителем.
Следует отметить, что по отчету за 2006 г. (см. табл. 3) реализовано только 92,3% произведенной продукции (224103/242914*100%=92,3%). Объем реализованной продукции во многом зависит от уровня ее конкурентоспособности. Около 6-8% ежегодно на заводе остается нереализованной продукции вследствие: морального износа оборудования, высокого уровня цен и более высокого по сравнению с основными конкурентами уровня издержек производства; заключение контрактов с неплатежеспособными заказчиками; недостаточно активной маркетинговой политики предприятия и др. эти недостатки можно отнести к слабым сторонам деятельности завода.
Анализируя конкурентную ситуацию, можно сделать вывод, что ЗАО «НКМЗ» не является монопольным производителем продукции и вся его деятельность происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы. Конкуренты в Украине ЗАО «НКМЗ»: Донецкий машиностроительный завод, Луганский машиностроительный завод; по региону — СКМЗ, КЗТС, Азовмаш и др.
Рассмотрим влияние двух основных факторов (качества и цены) на оценку конкурентоспособности продукции и спроса на нее. Для анализа конкурентоспособности рассмотрим прокатные валки, для которых конкурентоспособность на предприятии оценивается следующими параметрами, отображенными в табл. 5.
Таблица 5 — Параметры конкурентоспособности прокатных валков
Тип параметра |
Описание параметра |
Примерное значение параметра |
1 |
2 |
3 |
1. Технические |
а) Марка стали, из которой изготавливаются валки |
75ХМФ, 90ХНФ, 60Х2СНФШ, 60ХН и др. |
б) масса валка, т |
от 1,5 до 60 | |
в) основные технико-эксплуатационные свойства: бочка — длина, мм шейка — твердость (HSD) разброс значений твердости на одном валке |
900-1200 1000-1600 1300-2800 35-55 55-70 70-85 до 5 | |
2. Организационные |
а) приближенность продавца и покупателя | |
б) формы расчетов |
- авансовая предоплата - полная предоплата - аккредитив - бартерные расчеты | |
в) обеспечение обслуживания продукции в гарантийный срок | ||
г) обеспечение технической информацией о приобретенных валках |
Издаваемый на ЗАО «НКМЗ» проспект «прокатные валки» с конкретным указанием индивидуальных особенностей валка | |
3. Коммерческие (экономические) |
а) цена продукции без налога на добавленную стоимость (НДС) |
1,15 $/кг — 2,1 $/кг |
б) сроки поставки готовой продукции |
5-7 мес. | |
в) условия оплаты |
см. пункт 2 б) | |
г) уровень таможенных пошлин и средств, истраченных на приобретение прокатных валков заказчиком |
20% — НДС 5% — госпошлины 7% — таможенные сборы и транспортные издержки |