Из этой таблицы определим ранг каждого фактора.
ai |
bi |
эi | |
х1 |
2 |
2 |
1 |
х2 |
1 |
1 |
2 |
х3 |
3 |
3 |
3 |
следовательно средний ранг равен
ri | |
х1 |
2 |
х2 |
1 |
х3 |
3 |
Таким образом, наиболее весомыми факторами являются: сроки изготовления, средняя цена реализации и выделение средств на инструмент соответственно.
На следующем этапе исследования используем полученное уравнение связи для оценки результатов хозяйствования, подсчета резервов повышения количества реализации прокатных валков, планирования и прогнозирования ее величины.
Оценку деятельности по использованию имеющихся возможностей проведем путем сравнения фактической величины количества реализации с теоретической (расчетной), которая определяется на основе уравнения множественной регрессии. В нашем случае декабрь 2002 г. (см. табл. 9) характеризовался следующими данными: средняя цена реализации (Х1) 14430 шт., сроки изготовления (Х2) – 182 дня, выделение средств на инструмент (Х3) – 34500 грн. Из этого следует расчетная величина реализации валков:
Yx = -0,0098×Х1-0,612×Х2+0,000766×Х3+347,597
Yx = -0,0098×14430-0,612×182+0,000766×34500+347,597= 121 шт.
Полученное значение больше фактического на 1 шт. (121-120). Это говорит о том, что в данном месяце можно было реализовать на один валок больше.
В целом же за год среднемесячная реализация составила 96 шт. Подставив в уравнение связи средние значения показателей-факторов, рассчитаем среднемесячную реализацию прокатных валков:
Yx = -0,0098×13730-0,612×180+0,000766×25685+347,597 = 122 шт.
Сравнивая фактическое среднее значение реализации прокатных валков (96 шт.) с расчетным (122 шт.), можно сделать вывод, что предприятие ЗАО «НКМЗ» не полностью использует свои возможности и могло бы реализовать на 26 валков больше ежемесячно. Что в денежном эквиваленте за год составит: 26 шт. × 12 мес. × 13730 грн. = 4 283 760 грн.
Подсчет резервов повышения среднемесячной реализации прокатных валков произведем по формуле:
DYxi = mi×Dxi; (13)
где mi — коэффициент регрессии;
Dxi — разность между исходным уровнем и планируемым.
Из этого уравнения найдем, на сколько необходимо уменьшить сроки изготовления, чтобы добиться такого результата (122 валка в месяц).
Dx2 = 26/-0,612 = 42 дня.
То есть, чтобы реализовывать в среднем 122 валка в месяц необходимо уменьшить сроки изготовления в среднем на 42 дня.
Таким образом, на предприятии существуют значительные резервы по повышению объема продаж прокатных валков. Все перечисленные влияющие факторы необходимо учитывать и тогда конкурентоспособность прокатных валков повысится, что даст возможность не только завоевать большую долю на уже существующем рынке, но и выйти на новые. Поэтому предприятию необходимо более тщательно оценивать конкурентоспособность своей продукции, а в частности прокатных валков.
Раздел 3 Пути повышения конкурентоспособности продукции
В жизненном цикле прокатных валков должен участвовать целый ряд служб и отделов, от деятельности которых зависит конкурентоспособность валков на рынке, которые представлены в табл. 12.
Таблица 12 — Перечень служб и отделов, участие которых необходимо для изготовления прокатных валков
Стадии |
Длительность стадии |
Службы, участвующие в данной стадии |
1. Исследование Проектирование |
до 14 дней |
1) Отдел маркетинга и контрактов (ОМиК) 2) Отдел главного конструктора прокатного оборудования 3) Отдел цен |
2. Изготовление |
3-4 мес. |
1) Кузнечно-прессовые цеха №1 и №2 2) Механические цеха №3 и №5 |
3. Обращение и реализация |
до 1 мес. |
1)ОМиК 2)Финансовый отдел |
Итого: |
4-5,5 мес. |
Повышение конкурентоспособности прокатных валков должно начинаться с отдела маркетинга ЗАО «НКМЗ», поскольку повышение конкурентоспособности продукции начинается с маркетинговых исследований и анализа конъюнктуры рынка, выявления потребности заказчиков, определения цены реализации, необходимого объема выпуска, а также прогнозирования конъюнктуры и составления плана маркетинга.
При неумолимом ускорении научно-технического прогресса необходимо сокращать сроки освоения прокатных валков и снижать затраты на их производство при одновременном повышении их технического уровня и надежности, что позволит повысить уровень их конкурентоспособности.
Главным гарантом высокого уровня конкурентоспособности валков является качество их конструирования. Поэтому нужно реализовать в конструкции прокатного валка прогрессивные технико-технологические решения, чтобы обеспечить требуемый потребителем уровень качества. Особенно важное значение должно придаваться сокращению сроков создания новых видов валков по многим причинам, наиболее важной из которых является следующая: новые принципиальные решения, отражающие достижения науки и техники, можно учесть в конструкции прокатных валков только на этапе проектно-конструкторских работ. Последующие этапы жизненного цикла валков лишь реализуют эти решения, ничего не изменяя в их конструкции. Значит, чем дольше длится процесс их разработки и освоения, тем сильнее устаревают технические решения к моменту выпуска изделий. Для повышения конкурентоспособности прокатных валков первым и самым главным условием должно являться соблюдение оптимальных сроков проектирования и разработки технической документации. Конструктор должен предвидеть жизнь изделия в течение всего жизненного цикла, включая вопросы применяемой технологии изготовления, ремонта и утилизации. Только при таком подходе появляется реальная возможность снижения совокупных затрат на прокатные валки в сфере их производства и эксплуатации. Для этого необходима корпоративная информационная система на предприятии, о которой пойдет речь ниже.