Конкурентоспособность фирмы — это сравнительные преимущества по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами [41, с. 49].
Конкурентоспособность товара — это совокупность его качественных и стоимостных характеристик (потребительских свойств), которые удовлетворяют конкретную потребность потребителя, отвечая при этом требованиям рыночной новизны [45, с. 9].
Конкурентоспособность товара — свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке [17, с. 15].
Конкурентоспособность товара — способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность товаров определяется по сравнению с товарами одной группы качества и, соответственно, цены.
В зависимости от уровня качества товары могут быть очень высокого или престижного качества, высокого качества — для массового потребителя и среднего качества — для потребителей с низким доходом. Конкурентоспособность объекта определяется по результатам маркетинговых исследований, сегментации рынка. Особенности понятия «конкурентоспособность» раскрыта ниже в таблице.
Таблица 1 — Особенности понятия «конкурентоспособность»
Объект |
Что характеризует конкурентоспособность объекта |
Основные требования к объекту |
1 |
2 |
3 |
1. Нормативные акты |
Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможности его использования в теории и на практике |
Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность |
2. Научно-методические документы |
Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможности его использования в теории и на практике |
Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использования мировых достижений, применение современных методов исследований и разработок. |
3. Проектно-конструкторская документация |
Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя |
Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей |
4. Технология |
Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с конструкторско-технологической документацией |
Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов |
Продолжение таблицы 1
5. Производство |
Способность производства как сложной, открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль |
Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов |
6. Выпускаемая продукция (выполняемая услуга) |
Степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке. Наличие сертификата качества |
Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей |
7.Рабочий |
Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки) |
Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни |
8.Специалист |
Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект |
Знание и применение современных методов исследований и разработок, укрепление здоровья |
9.Менеджер |
Умение разработать систему обеспечение конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы |
Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры |
10. Ценные бумаги |
Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг |
Возможность покрытия рыночной стоимости ценных бумаг соответствующими активами, обеспечение надежности и высшей категории кредитоспособности финансового учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование |
11. Инфраструктура (окружающая среда) |
Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры |
Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям) |
12. Информация |
Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом |
Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, машиноориентированности, системности информации |