Из приложений А и Б видно, что планируется этапное внедрение проекта, поэтому срок окупаемости затрат равен 1,9 года ((1960+1100)/3324 = 0,9 года при условии, что в 2006 г. не будет эффекта).
Расчетный срок окупаемости затрат на внедрение проекта составит 1,9 года. Нормативный срок окупаемости по автоматизированным системам управления принят равным не более 3 лет.
Как видно нормативный срок окупаемости и расчетный коэффициент эффективности удовлетворяют принятым условиям, что говорит об эффективности и целесообразности автоматизации деятельности предприятия.
При изменении организационной структуры ЗАО «НКМЗ» предполагает сокращение численности персонала на 35 чел., что даст при среднемесячной заработной плате 700 грн. ежемесячную экономию в размере 24500 грн. Также это повлияет на эффективность работы персонала. По экспертной оценке (см. прил. В) объем продаж увеличится на 3%, что положительно скажется на экономическом состоянии предприятия и составит за год 24,18 млн. грн. (806 млн. грн. × 1,03 = 24,18 млн. грн.). При средней рентабельности в размере 25% прибыль составит 24,18 × 0,25 = 6,045 млн. грн. Затраты на изменение организационной структуры предприятия составят (по экспертной оценке) 450 тыс. грн. Тогда эффект от внедрения составит 6,045-0,45 = 5,595 млн. грн. в год.
Как отмечалось выше, большое значение имеет фактор сроков изготовления прокатных валков. Поэтому сокращение сроков изготовления прокатных валков на 1,5 мес. будет привлекательным для потребителей и тогда общий срок изготовления составит 4-5,5 мес.
Тогда увеличение объема реализации прокатных валков составит:
DY = 0,612 × 45 дн. = 27 шт.
Это позволит увеличить объем реализации валков на 27 шт. ежемесячно.
Итак, общий эффект составит: 5595 тыс. грн. + 24,5 тыс. грн×12 мес. = 5889 тыс. грн., в том числе и эффект от сокращения сроков изготовления прокатных валков.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие нуждается в повышенном внимании по ее повышению. Работая в этом направлении более продуктивно, предприятие смогло бы завоевать большую долю на рынке, что значительно улучшило бы эффективность его работы.
Заключение
Изучив состояние базового предприятия и проанализировав ситуацию по повышению конкурентоспособности его продукции, были сделаны следующие выводы:
Управление конкурентоспособностью как одной из важнейших категорий осуществляется неудовлетворительно. Выявленными причинами являются:
1. Несоблюдение одного из главных принципов в рыночной экономике — принципа маркетинга «Производить то, что требуется на рынке, а не то, что можно произвести».
2. Планово-экономический отдел мешает нормальной работе отделу маркетинга, который не может выполнять свои функции, так как ему не хватает полномочий и на практике приводит к неудовлетворительной работе отдела и, соответственно, всего предприятия.
2. Фактически отдел маркетинга не занимается анализом конкурентоспособности продукции.
3. Конкурентоспособность продукции рассматривается однобоко — в основном качество и цена, а другие факторы не рассматриваются.
Рекомендации:
1. По повышению конкурентоспособности продукции – создать на ЗАО «НКМЗ» корпоративную информационную систему, которая позволит сократить сроки проработки заявок потребителей, повысить производительность работы на предприятии, уменьшить количество персонала и соответственно повысить конкурентоспособность продукции.
2. Изменить организационную структуру предприятия в соответствии с мировым опытом, для обеспечения конкурентоспособности предприятия и продукции.
Экономическая эффективность предложенных мероприятий, определенная по методу экспертных оценок, составила в размере 3% роста объема продаж в первый год (24,18 млн. грн.).
В данной дипломной работе была рассмотрена тема «Оценка конкурентоспособности продукции в условиях рынка» на базовом предприятии ЗАО «НКМЗ». Результаты работы, проведенной в дипломной работе, дают основание, что конкурентоспособность продукции при инновационной, а также оптимизационной деятельности предприятия будут возрастать пропорционально усилиям, затрачиваемым предприятием. Вследствие чего оценка конкурентоспособности продукции предприятия будет иметь тенденцию к росту, приближаясь к мировым стандартам.
В первом разделе описаны теоретические принципы конкуренции и конкурентоспособности как категории, представлены их показатели, а также описана методика расчета конкурентоспособности продукции, вследствие которой можно говорить о конкурентоспособности всего предприятия в условиях конкуренции на рынке.
Во втором разделе был проведен анализ конкурентоспособности прокатных валков на предприятии. Были рассмотрены проблемы оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний момент деятельности предприятия.
В третьем разделе предложены пути оптимизации конкурентоспособности продукции, мероприятия по повышению конкурентоспособности прокатных валков, производимых на предприятии и рассчитан эффект от внедрения предложенных мероприятий. По результатам внедряемых мероприятий предприятие сможет получить годовой эффект в размере 5889 тыс. грн., что даст возможность сохранить численность основных рабочих и уменьшить количество вспомогательного персонала, лежащих балластом на материальных ценностях производимых основными рабочими.
Приложение А
Сводная таблица экономических показателей программы работ по созданию корпоративной информационной системы на базе единой информационно-вычислительной сети завода в 2003-2007 гг.
№ пп |
Наименование составляющих корпоративной информационной компьютерной системы |
Капитальные вложения по годам, тыс. грн. |
Итого тыс. грн. | ||||
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Приобретение СВТ, оргтехники, оборудования связи и ПО для создания систем: | |||||||
1 |
Компьютерные системы конструкторско-технологического проектирования и подготовки производства |
600 |
580 |
450 |
410 |
570 |
2610 |
2 |
Компьютерные системы управления организационно-экономического назначения |
210 |
210 |
200 |
230 |
250 |
1100 |
3 |
Компьютерные системы исследования и анализа информации внешней среды. Компьютерные системы электронной коммерции |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
250 |
4 |
Создание единой информационно-вычислительной сети завода |
270 |
160 |
200 |
60 |
130 |
820 |
5 |
Развитие систем связи |
830 |
100 |
– |
250 |
– |
1180 |
Всего: Затраты |
1960 |
1100 |
900 |
1000 |
1000 |
5960 | |
Количество работающих АРМ в системах |
1900 |
2005 |
2100 |
2200 |
2400 |