Важным фактором, воздействующим на стабильность коллектива и стимулирующим повышение результативности труда, является компенсационный пакет, предлагаемый компаниями своим сотрудникам.
В настоящее время система стимулирования работников включает в себя долгосрочные и краткосрочные выплаты, предусмотренные, с одной стороны, законодательством о труде, а с другой спецификой и возможностями компании. Исследование показало, что персоналу коммерческих банков чаще всего предоставляются следующие виды льгот:
жилищная помощь (ссуды на льготных условиях или безвозмездно, содействие в получении жилья, компенсация квартплаты);
страхование имущества (недвижимости, автомобилей и т.п.);
личное страхование/ссуды;
дополнительное медицинское страхование;
бесплатное медицинское обслуживание работников;
предоставление средств мобильной связи, частичная оплата расходов мобильной связи;
оплата транспортных расходов (проезд в общественном транспорте, предоставление служебного транспорта, ссуды на приобретение транспорта, оплата расходов на бензин);
компенсация расходов на питание в течение рабочего дня (оплата обедов);
премии различного рода;
бонусы;
частичная оплата расходов на образование и повышение квалификации.
Предоставляемые льготы и реализуемые социальные программы являются важными факторами привлечения и удержания сотрудников в организации, повышения их удовлетворенности от работы в компании. В то же время, как показало исследование, набор льгот и услуг, включаемых в компенсационные пакеты конкретных банков, значительно варьирует: в некоторых компаниях он полностью отсутствует, в других присутствует практически весь перечисленный выше перечень.
Следует отметить, что центральные офисы банков выделяют крайне мало средств на повышение квалификации сотрудников филиалов. Это в перспективе может увеличить текучесть кадров.
В то же время, как подчеркивают многие специалисты, наличие компенсационного пакета в предложении компании является достаточно мощным фактором повышения уровня лояльности специалистов к ней.
По всей видимости, следует ожидать, что в связи с усиливающейся конкуренцией на рынке труда все банки будут вынуждены формировать компенсационный пакет и предлагать его персоналу как козырь в борьбе за высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, усиление конкуренции на рынке труда потребует от руководства банков повышения эффективности работы с персоналом, а значит, усиления внимания к таким социальным программам, как программы формирования кадрового резерва банка, программы непрерывного обучения и повышения квалификации персонала, программы материального стимулирования работников.
В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации конкурентные преимущества на рынке труда
В Луганске сложилась очень сложная ситуация на рынке предложений банковских услуг из-за большого количества действующих коммерческих банков. Так, на сегодняшний день Луганскому городскому отделению Ощадбанка конкуренцию составляют такие банки: АК АППБ "Аваль", АК "Проминвестбанк", Укркоммунбанк, "Укргазбанк", "ПриватБанк", "Укрсиббанк", "Надра", "Мрия", "Проминвестбанк". Спектр услуг, предоставляемых этими банками такой же, как и в отделении Ощадбанка.
Для укрепления позиции банка на рынке банковских услуг и повышения конкурентоспособности Луганского городского отделения Ощадбанка необходимо принять кардинальные меры для качества, удобства и быстроты обслуживания клиентов.
1. Улучшение качества кредитного портфеля банка.
а) Продолжить работу по возврату сомнительной и просроченной кредиторской задолженности.
б) Активно проводить кредитование юридических лиц, качественно оценивая кредитоспособность заемщика.
в) Строго руководствоваться требованиями внутренних положений банка по кредитованию для минимизации рисков.
2. Укрепление ресурсной базы
а) Активизировать на межрегиональной бирже продажу свободных кредитных ресурсов.
б) Активизировать привлечение срочных видов вкладов (депозитов, ощадных сертификатов)
в) Увеличить объем безналичных перечислений во вклады путем заключения договоров на выплату заработной платы с предприятиями города.
Расчет экономического эффекта от проведения данного пункта представлен в таблице 3.2
3. Расширение услуг клиентам банка.
а) Увеличить объемы выдачи кредитов населению по схеме "Товары в кредит", кредитов на покупку новых автомобилей, квартир.
б) Продолжить работу по привлечению клиентов по БПК, активизировать выдачу международных пластиковых карточек VISA.
Таблица 3.2
Экономический эффект от привлечения предприятий на выплату заработной платы
Наименование привлеченных предприятий |
Кол-во рабочих |
Сумма заработ-ной платы грн. |
0,008% комис. вознаграждения, сумма грн. |
Расходы по инкассации и покупке налич-ности, грн. |
Сумма дохода грн. |
ЗАО "Стиль" |
867 |
606900 |
4855,2 |
450 |
4405,2 |
ООО "Светлана" |
167 |
124415 |
995,32 |
115 |
880,32 |
ООО "Власар" |
111 |
71040 |
568,32 |
43 |
525,32 |
ЗАО "Интерсервис" |
178 |
88644 |
709,152 |
56 |
653,152 |
МЧП "Барвинок" |
112 |
61600 |
492,8 |
55 |
437,8 |
ООО "БСТ" |
298 |
226480 |
1811,84 |
40 |
1771,84 |
ЗАО "Атлант" |
567 |
447930 |
3583,44 |
78 |
3505,44 |
Итого |
2300 |
1627009 |
13016,07 |
837 |
12179,07 |