5. Я пытаюсь пользоваться услугами только банка X.
6. В будущем я буду продолжать использовать услуги банка X.
7. В дальнейшем я буду расширять сотрудничество с банком X.
Индекс удовлетворенности качеством в банке был построен как среднее значение ответов респондента на семь утверждений по шкале "согласен - не согласен". Индекс стандартизировался таким образом, чтобы он изменялся в диапазоне от 0 до 100 (рис.1.3).
Рис.1.3. Уровень лояльности к банкам
Самый низкий уровень удовлетворенности качеством банковских услуг имеет Ощадбанк. Все другие банки имеют почти одинаковые уровни.
На рис.1.4. приведены те характеристики и ситуации, которые значимо влияют, по мнению опрашиваемых, на качество банковских услуг, а также указан уровень этого влияния
Наибольшее влияние на качество имеет оценка респондентами надежности банка (36%), следующая влиятельная характеристика - скорость обслуживания (21%). Оценка скорости обслуживания состоит из оценок респондентами частоты возникновения в их банке трех неприятных ситуаций.
Также на оценку качества влияет фактор приемлемости процентных ставок (15%), оценки вежливости и приветливости персонала (13%), удобства помещений (10%), расположило отделения вблизи дома (5%).
Выходя из вышеизложенного наиболее важными характеристиками банка респонденты считают такие:
надежность и доверие к банку; скорость обслуживания; компетентность персонала;
низкую плату за услуги;
удобный график работы и осуществления платежей.
Рис. 1.4. Вес факторов, которые влияют на качество банковского обслуживания.
Три следующие характеристики находятся ближе к зоне разрывов, то есть высокая важность объединяется с тем, что они меньше подходят банку респондента:
низкая плата за услуги;
банк предлагает приемлемые процентные ставки;
банк расположен вблизи места, где Вы живете.
На следующем этапе исследования респондентам было предложено оценить весомость каждой из характеристик качества банковского обслуживания по пятибалльной шкале (1 - неудовлетворительно до 5 - отлично), а затем, на основе полученных данных, были обсчитаны средние значения весомости характеристик как для всех банковских учреждений, в целом, так и для каждого учреждения, в котором проводился опрос в частности. Причем ответы клиентов в разных банках существенно отличаются по оценкам характеристик (табл.1.2) [54, с.51].
Таблица 1.2
Оценка наиболее важных характеристик, которые должны быть присущи конкурентоспособному банку
Ощад-банк |
Приват-банк |
Аваль |
Пром- инвест-банк |
Укрсоц- банк |
Другие банки |
Среднее значе-ние важ-ности | |
Банк является надежным и заслуживает доверия |
-0, 08 * |
0, 05 ** |
0,01 |
0, 08 |
0.02 |
0, 1 * |
4.65 |
Быстрое обслуживание |
0,00 |
0,04 |
0,05** |
0,07 |
0,15* |
0,06* |
4, 63 |
Персонал банка компетентен |
-0,1 * |
0,05 |
0,01 |
0, 16* |
0,09 |
0,08* |
4,58 |
Банк берет низкую оплату за услуги |
-0,04 * |
0,03 |
0,03 |
0,06 |
0, 13 |
0,06* |
4,56 |
Удобной график работы и осуществления платежей |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,13 |
0,06** |
4,56 |
Сохранение банковской тайны |
-0, 11 * |
0,05 |
0,04 |
0, 16** |
0, 19* |
0,08* |
4,45 |
Банк предлагает приемлемые процентные ставки |
0, 14 * |
0,12 * |
0,02 |
0,13** |
0,19 ** |
0,07 |
4,41 |
Банк предлагает широкий выбор услуг |
-0.18* |
0,07 |
0,04 |
0, 24* |
0,25 * |
0,14* |
4,31 |
Персонал банка особо приветлив |
-0,04 |
0,02 |
-0,06 |
0, 15** |
0, 15 ** |
0,02 |
4,29 |
Банк расположен вблизи места, где Вы проживаете |
0,15* |
-0,12* |
0,02 |
-0,11 |
-0,07 |
-0,07 |
4,25 |
Банк имеет много отделений / филиалов |
-0, 16* |
0,22 * |
0,12** |
0,11 |
0,32 * |
0,1 * |
4,09 |
Банк является украинским |
0,09* |
-0,01 |
-0,10 |
0,06 |
-0,01 |
0.15 * |
3, 98 |
Банк имеет уважаемых клиентов или акционеров |
-0,12 |
0,22* |
0, 03 |
-0,11 |
0,37* |
0,11** |
3,9 |
Большое количество клиентов |
-0.1 * |
0, 18* |
-0,01 |
0,07 |
0,39 * |
0,02 |
3,87 |
Банк имеет много банкоматов |
-0.59* |
0,58* |
0,32 * |
0,36* |
0,43 * |
0,27* |
3,82 |
Банк расположен вблизи места где Вы работаете |
-0,27* |
0,28* |
0,15* |
0,04 |
0,22 |
0,12* |
3,68 |
Банк является иностранным |
-0,23* |
0,4* |
-0,09 |
0,15 |
0,18 |
-0,07 |
2,71 |