проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства; осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий;
первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные программы и проекты; иные виды работ, необходимые для осуществления инновационной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Далее от понятийного аппарата перейдем к описанию экономических оснований инновационной деятельности. Выше уже говорилось о необходимости пристального рассмотрения вопросов, связанных с экономической стороной деятельности лечебно-профилактических учреждений. Первое, что необходимо отметить в связи с этим - это повышение значимости экономической службы в деятельности медицинских учреждений, связанное с повышением значимости финансовых показателей. Другой момент - это существенное изменение в последние годы характера экономической работы, повышения ее сложности и трудоемкости - сложность и трудоемкость экономической работы в здравоохранении связана, прежде всего, с расширением источников финансирования, различные принципы планирования [40].
Основными факторами, оказывающими влияние на появление новых направлений в экономической работе медицинских учреждений, являются следующие [53]:
1) Изменения в хозяйственном механизме здравоохранения.
2) Компьютеризация учреждений здравоохранения.
3) Изменения статуса и организационно-правовой формы медицинских учреждений, превращение их в полноправных хозяйствующих субъектов с широкими правами в вопросах организации своей работы.
Одним из важнейших видов экономической работы традиционно является планирование. В современных условиях его удельный вес. Однако в современных условиях вместо затрат на содержание медицинских учреждений приоритетное значение начинает приобретать планирование затрат на оказание медицинской помощи, призванное обеспечить увязку ресурсов с объемами оказанных услуг, а не количеством мощностей (площадей, коек, штатов и т.д.) [20].
При рассмотрении новых тенденций в подходах к анализу экономической деятельности медицинских учреждений принципиально важным является то, что меняется не только инструментарий экономического анализа, но и сама методологическая основа - экономический анализ работы медицинского учреждения выступает анализом деятельности самостоятельного и полноправного хозяйствующего субъекта, а не просто потребителя ресурсов, как это было раньше [39].
Сравнительно новой областью деятельности экономической службы является ценообразование. Эта проблема приобрела практическую значимость в связи с внедрением нового хозяйственного механизма и обязательного медицинского страхования [35].
В условиях рыночных отношений при установлении размеров оплаты труда необходимо учитывать спрос и предложение как на рынке труда, так и на рынке медицинских услуг [48].
Инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, готовится Проект Федерального закона об инновациях и инновационной деятельности. Для того, чтобы регулировать инновационную деятельность в соответствии с этим Законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации, относящиеся к инновационной деятельности [64].
Если Федеральный Закон об инновационной деятельности пока существует только в проекте, то во многих регионах России действуют Региональные законы об инновационной деятельности [63].
Региональные законы об инновациях и инновационной деятельности и Проект Федерального закона строятся примерно по одной и той же структуре, поэтому для освещения правовых основ инновационной деятельности уместно будет изложить содержание и основные положения Проекта Федерального закона об инновациях и инновационной деятельности, приведя содержание этого Проекта [62].
Рассмотрим основные положения этого Проекта. Прежде всего, в Проекте предполагается рассмотреть следующие понятия: инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте; инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ, либо иных научно-технических достижений; государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности; венчурные инновационные фонды - некоммерческие организации, учреждаемые юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и (или) добровольного инвестирования в обмен на долю в акционерном капитале, ориентированные на финансирование создания, освоения в производстве новых видов продукции и (или) технологий, связанных с высокой степенью риска; инфраструктура инновационной деятельности - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности [63].
В Проекте оговаривается, что инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации, относящиеся к инновационной деятельности. Если международными договорами Российской Федерации устанавливаются иные нормы, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются нормы международных договоров [63].
В Проекте отмечается, что к инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;