проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства; осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий;
первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные программы и проекты; иные виды работ, необходимые для осуществления инновационной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации [63].
Субъектами инновационной деятельности являются юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей результатов инновационной деятельности, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций [62].
Государство в соответствии с действующим законодательством гарантирует субъектам инновационной деятельности: государственную поддержку инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики; государственную поддержку создания и развития субъектов инфраструктуры инновационной деятельности; государственную поддержку подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма; свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики; свободу распространения и сбора информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную, служебную и коммерческую тайну [64].
Общественные организации и объединения, в уставе которых предусмотрена инновационная деятельность, могут на конкурсных началах осуществлять ее за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и получать государственную поддержку. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации при подготовке проектов нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности могут привлекать общественные организации и объединения [62].
Основной формой отношений между субъектами инновационной деятельности являются договоры (контракты), заключаемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [63].
Споры, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [62].
Органы государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут прекратить или приостановить инновационную деятельность в случаях стихийных и иных бедствий, введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, а также, если продолжение инновационной деятельности может привести к нарушению установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации экологических, санитарно-эпидемиологических и других норм и правил, прав и интересов юридических и физических лиц [62].
С помощью инновационного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности инновационной деятельности. Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. [49].
Принципиально суть анализа инновационного проекта заключается в ответе на два простых вопроса [52]:
Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
Анализ эффективности инновационного проекта условно разбивается на [52]: анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработку маркетингового плана продукта, обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.
Так как инновационные проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих [29].
На рисунке 1.1 представлена общая последовательность анализа инновационного проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется" носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Рис.1.1 -. Общая последовательность анализа инновационного проекта.
Опишем основные моменты анализа эффективности инновационного проекта [37].
Технический анализ [37]
Задачей технического анализа инновационного проекта является:
определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,
анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,
проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов.
Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий [51].
Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия [56].
Финансовый анализ [37]
Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового раздела инновационного проекта следует простой последовательности [37].