В следующей главе будет дан сравнительный анализ применения стандартной и предлагаемой модели на примере конкретного инновационного проекта.
3. Оценка эффективности инновационного проекта в здравоохранении
1) Расчет коэффициента чистой приведенной стоимости (NPV)
Для применения стандартной методики случая инновационного проекта, рассматриваемого в настоящей дипломной работе, все основные числовые данные будут браться из пункта 3.2 настоящей работы.
Итак, допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение 3 лет, годовые доходы в размере CF1, CF2, CF . Рассчитывается общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) (Present Value) и чистая приведенная стоимость (NPV) (Net Present Value).
, |
(3.1) |
Здесь n - количество периодов времени, на которое производится вложение, r - норма доходности (прибыльности) от вложения.
Известно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект не прибыльный и не убыточный.
Для нашего проекта
Здесь и ниже в работе будем полагать, что 1 у. е. = 1 $. Отметим также, что на момент 01.04.04 курс ЦБ РФ Американского доллара составлял 28 руб.13 коп.
Здесь в первом слагаемом число 14011 у. е. с минусом соответствует полной себестоимости проекта, r=0,166, или, что то же самое, r=16,6% - уровень рентабельности (доходности) проекта.
Для нашего проекта расчетная величина больше нуля, значит проект прибыльный.
2) Расчет индекса рентабельности инвестиций (PI)
Рассчитывается индекс рентабельности (Profitability Index) (PI) по формуле:
PI = ∑k [Pk / (1 + r) k] / IC, |
(3.2) |
Напомним, что если: PI > 1, то проект следует принять;
PI < 1, то проект следует отвергнуть;
PI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Для нашего проекта имеем:
Здесь 8721 у. е. - величина чистой прибыли. В скобках три слагаемых, поскольку исследуем проект в течение трех лет - 2005, 2006 и 2007, тогда как начинаем реализацию проекта в 2004 году. Для рассматриваемого проекта эта величина больше единицы, следовательно, проект прибыльный.
3) Расчет внутренней нормы прибыли или нормы рентабельности инвестиции (IRR)
Под внутренней нормой прибыли или нормой рентабельности инвестиции (Internal Rate of Return) (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования r, при котором NPV проекта равен нулю: IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0.
, |
(3.3) |
где CFj - входной денежный поток в j-ый период, INV - значение инвестиции.
Строго говоря, этот коэффициент дает не столько расчет, сколько уравнение, решив которое, найдем норму доходности INN, минимально необходимую для реализации проекта.
Для нашего проекта имеем следующее уравнение:
.
Заметим, что в левой части уравнения три слагаемых в силу того, что рассмотрение ведется за три года. Методом подбора находим, что для выполнения следующего равенства необходимо, чтобы соблюдалось примерное равенство . Это означает, что для окупаемости проекта необходима норма доходности 8,1%, тогда как из следующего пункта будет видно, что норма доходности нашего проекта 16,6%. Это означает, что проект следует признать рентабельным. Сделаем выводы по результатам вычислений основных коэффициентов модели по решению о принятии или отклонении проекта принимается после рассмотрения значений приведенных выше коэффициентов. Как мы видели, все эти коэффициенты дали тот результат, что проект рентабельный и его следует принять к реализации.
Производственные конкурентные преимущества. Для изготовления прибора "Биотест" будут использованы недорогие, недефицитные, широкодоступные, но в то же время качественные, в основном импортного производства, компоненты. В связи с этим прибор будет иметь высокие потребительские свойства при низкой себестоимости.
Оценка рынка. Рынок медицинского оборудования в России не достаточно насыщен оборудованием данного направления [23], тогда как разрабатываемый прибор не имеет серьезных конкурентов как на Российском, так и на зарубежном рынке. Это способствует быстрому продвижению прибора на рынок России и ближнего зарубежья.
Изменения на данном рынке могут происходить под воздействием следующих внешних факторов:
изменения происходящие на валютном рынке
предпочтения потребителей
Так же нужно обратить внимание на внутренние факторы, оказывающие влияние на состояние данного рынка:
конкуренция;
изменение внутреннего состава участников рынка.
Все это приводит к постоянным изменениям на данном рынке, что постоянно способствует качественному улучшению состава участников и как следствие постоянное улучшение и расширение ассортимента продукции, а так же расширению разнообразия услуг, предоставляемых совместно с предлагаемым товаром.
Новосибирскими учеными проведены статистические исследования, применимые для маркетингового анализа рынка медицинских услуг [24]. По проведенным статистическим исследованиям был построен график распределения потребителями данной продукции по категориям:
15% - Врачи, занимающиеся индивидуальной деятельностью
30% - Медицинские учреждения, применяющие нестандартные методы диагностики и лечения
55% - Медицинские учреждения, оказывающие дополнительные платные услуги
Из приведенных данных видим, что более половины (55%) потребителей медицинских услуг обращаются в учреждения, оказывающие дополнительные платные услуги - но эти учреждения как раз и являются потенциальными покупателями продукции, для которой и разрабатывается инвестиционный проект [61].
Интересен тот факт, что на Российском рынке на данный момент имеется всего несколько конкурентов [25]:
Peterlink Electronics. Это германская компания, предлагает она приборы очень высокого класса работающие только в комплекте с ЭВМ и программным обеспечением. Продукция этой компании не имеет такого необходимого свойства как компактность и мобильность. Фирма предлагает полностью оборудованные кабинеты, предназначенные только для работы с этим прибором. Полностью оборудованный кабинет стоит примерно $ 20000. Такие затраты может себе позволить только обеспеченное медицинское учреждение.