На основе вышеизложенного сделаем краткие выводы. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют ввиду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трёх властей – законодательной исполнительной или судебной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности института президентства в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни.
Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов института президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. В Основном законе и других правовых нормах должны быть максимально четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера невозможно без тщательной правовой регламентации взаимоотношений президента с правительством, парламентом, местными органами власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. Опыт института президентства в разных странах и многие его правовые нормы, которые проявили свою целесообразность в зарубежной практике, несомненно, полезны в эволюции института президентства в России и Чувашской Республике как субъекте Российской Федерации. Выбор модели государственного устройства зависит от множества факторов: это и традиции государства, которые предопределяют направления развития общества в целом и государственного устройства в частности, это и менталитет народа, его политическая и правовая грамотность, нельзя не отметить и роль личности в истории - известно, что достаточно часто конституции писались под конкретных политических лидеров.
Анализ института президентства Чувашской Республики показывает, что, в целом, в республике на сегодняшний день складывается президентская власть, что является заметным движением в сторону демократического правового государства. За время своего существования в системе государственной власти институт президентства убедил многих в своей жизненности. Назвав Президента высшим должностным лицом и главой исполнительной власти республики, Основной Закон Чувашии наделил его широким кругом полномочий. Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития. Президент Чувашской Республики на эволюционной основе объединяет усилия высшего должностного лица, парламента и правительства республики при реализации общегосударственных решений.
В данной работе был прослежен институт президентства в мире, выявлены этапы становления института президентства в Чувашской Республике, тщательно изучены особенности статуса Президента Чувашской Республики, область его компетенции, формы его законотворческой и исполнительской деятельности.
Тщательный анализ конституционно-правовых основ института президентства в Чувашской Республике позволяет выявить наиболее характерные позитивные и негативные аспекты реализации полномочий Президентом Чувашской Республики.
Конституционные основы института президентства в Чувашской Республике имеют следующие позитивные характеристики:
1. Конституция Чувашской Республики делегировала Президенту права и полномочия, необходимые для эффективного управления Чувашской Республикой как субъектом Российской Федерации.
2. Как никакая другая политическая фигура из среды высшей управленческой элиты республики, Президент наделен всеми необходимыми полномочиями: гаранта прав и свобод граждан Чувашской Республики; арбитра во взаимоотношениях между органами государственной власти республики; посредника между федеральным центром и республикой как субъектом федерации.
3. Президент Чувашской Республики наделен Конституцией республики действенными и разнообразными средствами (кадровыми, управленческими, процедурными и др.) для поддержания стабильности и равновесия во всех сферах жизнедеятельности общества.
4. Конституция Чувашской Республики наделила Президента полномочиями для осуществления внешнеэкономической деятельности и установления международных связей.
Вместе с тем основы президентской власти объективно нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Целями такого совершенствования должно стать решение целого ряда проблем:
1. Конституционное приведение степени ответственности Президента в соответствие с его прерогативами и правами.
2. Модернизация принципа разделения властей с учетом необходимости уравновешивания законодательной, исполнительной, судебной и президентской ветвей власти.
3. Приведение в соответствие с нормами правового государства и демократии полномочий представительной ветви власти в лице Государственного Совета Чувашской Республики.
4. Дальнейшее совершенствование организационно-управленческой структуры президентского аппарата и эффективной процедуры принятия решений.
Президентство соединяет в себе традиции с современностью, отражая исторически присуще российскому общественному сознанию персонифицированное единство власти. Однако дальнейшее утверждение и легитимность системы президентской власти в Чувашской республике всецело зависит от того, насколько деятельность Президента Чувашской Республики будет вписываться в правовое поле, очерченное Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики.
[1]Независимая газета, 2004, 28 октября