3) Закон «О выборах Президента Чувашской Республики» 2001 года перешел от системы определения результатов выборов абсолютного большинства к системе относительного большинства. По Закону «О выборах Президента Чувашской Республики» 1997 года избранным считался кандидат на должность Президента Чувашской Республики, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы Президента Чувашской Республики 2001 года проводились по мажоритарной системе относительного большинства. Избранным считался зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее по отношению к зарегистрированным кандидатам число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Снижение планки порога явки избирателей и переход на мажоритарную систему относительного большинства обуславливали одну цель – проведение избирательной кампании в один тур, а, следовательно, экономию бюджетных средств.
Для подготовки и проведения 16 декабря 2001 года выборов Президента Чувашской Республики было образовано 1158 избирательных участков. Выдвижение кандидатов проводилось с 12 сентября по 9 ноября 2001 года. За этот период было выдвинуто десять кандидатов: Д.Н. Бердников, С.К. Воронов, Н.Г. Григорьев, Н.И. Иванов, И.М. Кашаев, Л.П. Кураков, В.Н. Майоров, Н.В. Федоров, Ю.Н. Шалеев, В.С. Шурчанов. Кандидат на должность Президента Чувашской Республики Н.И. Иванов, не дожидаясь регистрации, отозвал свое заявление о согласии баллотироваться. Кандидаты Д.Н. Бердников и Ю.Н. Шалеев не представили документы на регистрацию. Таким образом, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики зарегистрировала семь кандидатов на должность Президента Чувашской Республики: С.К. Воронова, Н.Г. Григорьева, И.М. Кашаева, Л.П. Куракова, В.Н. Майорова, Н.В. Федорова, В.С. Шурчанова. Впоследствии И.М. Кашаев и Л.П. Кураков сняли свои кандидатуры, и 16 декабря 2001 года избиратели могли проголосовать за одного из оставшихся зарегистрированных кандидатов: С.К. Воронова, Н.Г. Григорьева, В.Н. Майорова, Н.В. Федорова, В.С. Шурчанова.
В выборах Президента Чувашской Республики 16 декабря 2001 года приняло участие 56,46% избирателей, что на 3,55% меньше, чем в 1997 году. По результатам голосования выборы были признаны состоявшимися и действительными. Президентом Чувашской Республики был избран Николай Васильевич Федоров, получивший 40,73% голосов избирателей (за С.К Воронова проголосовало 11,95% избирателей, за Н.Г. Григорьева – 1,96%, за В.Н. Майорова – 1,22%, за Шурчанова – 37,73%).
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 28 декабря 2001 года №125 «О вступлении в должность Президента Чувашской Республики» Николай Васильевич Федоров вступил в должность Президента Чувашской Республики 28 декабря 2001 года на очередной конституционный срок.
На основании всего вышеизложенного можно сделать краткие выводы.
В исследовании института президентства обычно используют подходы, приводящие к двум крайностям. Первый из них предполагает использование компаративного метода, что заключает в себе гипотетическую опасность перенесения западного опыта на российскую почву, поскольку приверженцы этого подхода видят в президентстве исключительно институциональный феномен, эффективность которого не зависит в полной мере от сторонних факторов. Как правило, эталоном для сравнения с российским президентством является модель, закрепившаяся в США. Однако при этом необходимо осознавать, что своей устойчивостью американская политическая система обязана прежде всего социокультурным и историческим предпосылкам, оказавшим благотворное влияние на развитие страны. Более того, Конституция США подразумевает в качестве фундаментального императива во взаимоотношениях ветвей власти принцип паритета, что прямым образом расходится с российской нормотворческой практикой. Казалось бы, по внешним параметрам институциональная основа модели российского президентства сходна с моделью французского за счет разделения в обеих вариантах постов президента и председателя правительства. Но и в этом случае система двойной ответственности, свойственная французской практике, в России оказывается недостаточно развитой, что обусловлено специфическим характером российской верховной власти. Недостаточная степень внимания к внеинституциональным аспектам демонстрирует односторонность рассмотренного подхода.
Институт президентства в Чувашской Республике, как и во многих других национальных республиках, входящих в состав Российской Федерации, зарождался в сложное для страны время – в период преобразований и реформ начала 90-х годов прошлого века. В 1991 году учрежден пост Президента Чувашской ССР. На учреждение этого поста повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления исполнительной власти, проведения реформ во всех сферах государственной и политической жизни, совершенствования всего государственного механизма. И хоть первые выборы Президента Чувашской ССР в декабре 1991 года оказались безрезультатными, сам факт введения данного института в государственном устройстве Чувашии говорит о том, что старая система государственной власти начала изживать себя, начался совершенно новый этап в историческом развитии республики.
Правовую основу деятельности Президента Чувашской Республики составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституция Чувашской Республики, Закон Чувашской Республики «О Президенте Чувашской Республики», иные акты, регламентирующие деятельность Президента Чувашской Республики.
Конституционный статус Президента Чувашской Республики реализуется в нормах Конституции Чувашской Республики, определяющих функции и полномочия главы республики. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности, вытекающие из положения Президента в системе органов государственной власти. Полномочия вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно Президенту, они называются прерогативами.
Понимание данного статуса, роли Президента Чувашской Республики как высшего должностного лица Чувашской Республики достижимо при уяснении главы 4 Конституции Чувашской Республики «Президент Чувашской Республики» и других структурных подразделений Конституции (например, глав о Государственном Совете Чувашской Республики и Кабинете Министров Чувашской Республики).
Часть 1 ст.68 Конституции Чувашской Республики устанавливает, что Президент Чувашской Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики.
Президент Чувашской Республики выступает как гарант Конституции Чувашской Республики, принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина.