· Подготовка для Президента Чувашской Республики предложений по развитию местного самоуправления;
· Участие в экспертизе и разработке проектов законодательных актов, а также указов и распоряжений Президента Чувашской Республики по вопросам местного самоуправления;
· Регулярное информирование Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики о ходе исполнения законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики по вопросам местного самоуправления;
· Разработка для органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления рекомендаций по вопросам местного самоуправления.
Проанализировав конституционно-правовой статус Президента Чувашской Республики можно сделать вывод, что Конституция Чувашской Республики обеспечивает Президенту режим наибольшего благоприятствования для любых его инициатив: юридических, социальных, экономических, политических, идеологических и иных. Как никакая другая политическая фигура из среды высшей управленческой элиты республики, Президент наделен всеми необходимыми полномочиями: гаранта прав и свобод граждан Чувашской Республики; посредника между федеральным центром и республикой как субъектом федерации. Президент наделен действенными и разнообразными средствами для поддержания стабильности и равновесия во всех сферах жизнедеятельности общества, для осуществления внешнеэкономической деятельности и установления международных связей.
Исполнительная власть - есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу.
Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Степень влияния Президента на исполнительную власть зависит от существующей системы правления. Наибольшего значения она достигает в президентской республике, где Президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти.
Согласно Конституции Чувашской Республики Президент является главой исполнительной власти республики. Высшим органом исполнительной власти в республике является Кабинет министров. Кабинет Министров Чувашской Республики несет ответственность перед народом. Его взаимоотношения с органами исполнительной власти строятся на основе положений Конституции Чувашской Республики и Закона Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики».
Структуру органов исполнительной власти Чувашской Республики образуют:
1) Президент Чувашской Республики как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти Чувашской Республики;
2) Кабинет Министров Чувашской Республики как коллегиальный высший исполнительный орган государственной власти Чувашской Республики;
3) Администрация Президента Чувашской Республики;
4) министерства;
5) государственные комитеты.
Конституция Чувашской Республики наделяет Президента особыми прерогативами в отношении формировании состава Кабинета Министров (п.1 ст.72 Конституции). В соответствии с п.2 ст.72 Конституции Президент Чувашской Республики назначает Председателя Кабинета Министров. Однако такое назначение может быть осуществлено только с согласия Государственного Совета Чувашской Республики. Пунктом 3 ст.87 установлено, что предложение по кандидатуре Председателя Кабинета Министров вносится Президентом Чувашской Республики не позднее 20 дней после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Кабинета Министров. В случае отклонения Государственным Советом представленной кандидатуры Президент в срок не позднее чем через 15 дней вносит на согласование Государственному Совету новую кандидатуру. Государственный Совет рассматривает представленную Президентом Чувашской Республики кандидатуру в течение 14 дней.
Участие Президента Чувашской Республики в определении персонального состава Кабинета Министров не ограничивается назначением его главы. В соответствии с п.3 ст.72 Конституции Чувашской Республики Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Кабинета Министров, а также министров и руководителей иных органов исполнительной власти Чувашской Республики.
Кабинет Министров уходит в отставку по истечении срока полномочий Президента Чувашской Республики. Однако в Конституции предусмотрены случаи, в которых Президентом принимается или отклоняется решение об отставке Кабинета Министров (ст.91). Это:
- добровольный уход Кабинета Министров в отставку;
- решение Президента об отставке Кабинета Министров (п.4 ст.72);
- освобождении от должности Председателя Кабинета Министров в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Чувашской Республики повторно в течение трех месяцев с момента первого выражения недоверия.
Причем Конституция не требует от Президента указания мотивов принятия решения об отставке Кабинета Министров. Если же Президент решит отправить Кабинет Министров в отставку, то в соответствии с Конституцией он должен будет вновь назначить Председателя Кабинета Министров, получив на это согласие высшего законодательного органа государственной власти Чувашской Республики.
Кабинет Министров Чувашской Республики руководит работой министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти Чувашской Республики и контролирует их деятельность.
Кабинет Министров согласно Закону «О Кабинете Министров Чувашской Республики:
1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально - экономического развития Чувашской Республики;
2) разрабатывает и реализует политику в области формирования республиканского бюджета Чувашской Республики, программы заимствований Чувашской Республики, межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и местными бюджетами, внебюджетных источников финансовых средств, обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, экологии и природопользования в пределах своих полномочий;