ВВЕДЕНИЕ
Институт президентства – широко распространенное явление. Во многих странах мира, находящиеся на самом различном уровне развития, этот институт функционирует на протяжении длительных исторических периодов. Избрание президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие другие черты, определенное конкретное содержание этой формы правления.
История президентства отнюдь не свидетельствует о том, что наличие этого института является критерием демократического государственного и политического устройства государства. Можно привести многочисленные примеры, свидетельства о том, что под тенью президентской формы правление нередко скрывается огромное диктаторское, тоталитарные режимы.
И тем не менее президентская форма правления, как правило, связывается с демократическими институтами государственного управления, в силу этого и в нашей стране, и в других государствах, занятых поиском новых демократических форм государственного управления, строительством новых прогрессивных общественных отличий, институт президентства, история его развития в различных странах привлекала все большее внимание.
Каждая страна имеет свою историческую и политическую специфику, свои традиции и обычаи. В силу этого слепое копирование политического опыта других стран и народов никому и никогда не приносило пользы. Но бесспорно и другое: «Всякая нация может и должна учиться у другой».
Институты президентской власти, функционирующие на сегодняшний день в большинстве республик в составе Российской Федерации, нередко становятся предметом исследования как российских, так и зарубежных политологов, этнологов, правоведов.
Становление и развитие этих институтов в бывших автономных республиках и областях, ставших называться с мая-июля 1991г. республиками в составе РСФСР, связано с проводимыми в конце 1980-х - начале 90-х гг. в СССР реформами. В результате этих преобразований произошло постепенное ослабление и последующее упразднение КПСС, съезды народных депутатов и верховные советы получили большую политическую значимость. Заметно выросло национальное самосознание, а элиты национально-территориальных образований начали добиваться большей, порой даже полной независимости от союзных и российских властей. Едва ли не главную роль в учреждении национально-территориального президентства сыграло появление аналогичных органов власти в СССР и России.
Сам факт введения института президентства в государственном устройстве Чувашской Республики говорит о том, что старая система государственной власти начала изживать себя, начался совершенно новый этап в историческом развитии республики.
Целью данного исследования является выявление этапов становления и функционирования института президентства в Чувашской Республике как субъекте Российской Федерации, анализ его эффективности и формулировка рекомендаций по его совершенствованию.
Соответственно этой цели задачами исследования являются:
- проследить генезис института президентства в мире;
- выявить этапы становления института президентства в Чувашской Республике и обобщить опыт субъектов Российской Федерации в правовом регулировании института президентства;
- выделить особенности конституционно-правового статуса Президента Чувашской Республики, изучить область его компетенции, формы его законотворческой и исполнительской деятельности;
- дать предложения по улучшению взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики.
Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования российской государственности в современных условиях на уровне субъекта федерации является оптимизация правового положения высшего должностного лица субъекта, в данном случае Президента Чувашской Республики. Именно с ним у населения отождествляется понятие «государственная власть». К тому же одним из важнейших принципов правового государства на уровне региона является оптимальное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому от того, как будет определен и оптимизирован правовой статус главы республики, будет зависеть и реализация принципа разделения властей. Актуальность исследования заключается и в том, что проблема становления и развития института президентства Чувашской Республики остается еще малоизученной.
Объектом исследования является институт президентства Чувашской Республики в системе разделения власти, его взаимоотношения с другими органами государственной власти с его правовым статусом и его фактической деятельностью.
Предметом исследования является анализ и реализация конституционно-правового статуса Президента Чувашской Республики, его компетенции как главы государства, высшего должностного лица, арбитра в системе разделения власти, оценка эффективности деятельности Президента в системе государственной власти и управления.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти как в отечественной, так и зарубежной практике. В ходе исследования был проведен тщательный анализ нормативно-правовой базы деятельности Президента Чувашской Республики. Теоретической основой исследования также являются общепринятые требования правового государства и сложившиеся в юридической науке представления о разделении властей.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что содержащиеся в нем положения имеют познавательное значение и могут быть использованы в учебных целях.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, разбитых на десять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы дипломного проекта и ее актуальность, определяется цель и задачи исследования, указываются источники, обосновывается практическое значение дипломного проекта.
Первая глава – «Генезис института президентства в современных политических системах» - состоит из трех параграфов, посвященных рассмотрению различных аспектов эволюции данного института в зарубежной и отечественной практике и вопросам становления и развития в Чувашской Республике.
Во второй главе – «Конституционно-правовой статус Президента Чувашской Республики» - состоящей из четырех параграфов, показана правовая основа и дана характеристика статуса Президента Чувашской Республики по действующему федеральному и региональному законодательству, выявлены порядок избрания, вступления в должность и особенности досрочного прекращения полномочий, подробно рассмотрены полномочия Президента согласно Конституции Чувашской Республики. В этой же главе рассмотрена система органов, созданных при Президенте.
Третья глава – «Место президента в системе государственных органов Чувашской Республики» - состоит из трех параграфов и рассматривает прерогативы Президента во взаимоотношениях с органами исполнительной власти Чувашской Республики, вопросы компетенции Президента с Государственным Советом. В этой же главе показано участие Президента в законотворческом процессе и правовая природа актов Президента.