Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него – к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.
Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Так, предприятия машиностроительного комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками, они реализуют продукцию через систему посредников. Возникают и другие государственные и коммерческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие значительно больший набор снабженческо-сбытовых услуг.
Вертикальная маркетинговая система – канал распределения, в котором один из участников владеет другими, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Специалисты выделяют три основные типа ВМС: корпоративные, договорные, управляемые.
Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Протяженность канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней.
Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непосредственно потребителям при наличии собственных региональных складов. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована.
На практике часто оказывается, что пригодные для такой оценки показатели отсутствуют. Поэтому нерентабельные каналы сбыта и/или торговые точки слишком долго существуют и пользуются поддержкой, а такие новые каналы, как, например, прямой сбыт, не развиваются.
Наряду с чисто количественной оценкой сбыта имеется также ряд других факторов, которые необходимо учесть для получения целостной картины. Проводимая здесь диагностика должна способствовать выяснению сильных мест и слабых сторон в сфере сбыта и дать основу для разработки новой стратегии сбыта.
Анализируя каналы распределения продукции ЗАО "Очаково" можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров:
Здесь выделяю четыре канала:
Канал нулевого уровня – бартер, скидки до 8%.
Первый канал сбыта – это розничная продажа товара, в частности через сеть супермаркетов, здесь средняя сумма скидок до 6%.
Второй канал сбыта – это мелкооптовая торговля, скидки до 6%.
Третий канал, официальные дилеры, скидки до 12%.
Четвертый канал сбыта, крупный опт, скидки – до 8%.
Таблица 11
Основные показатели работы организации в динамике
Выручка от реализации |
Текущий год |
Предыдущий год |
Изменение показателей | ||
в ден. ед. |
% |
в ден. ед. |
в % |
в ден. ед. | |
0 канал сбыта |
8498 |
7 |
11365 |
110 |
-2867 |
1 канал сбыта |
9712 |
8 |
13637 |
112 |
-3925 |
3 канал сбыта |
12140 |
10 |
15910 |
114 |
-3770 |
4 канал сбыта |
91050 |
775 |
72734 |
664 |
18316 |
Всего |
121400 |
1100 |
113646 |
1100 |
7754 |
Расходы на материал |
70802 |
67 |
62365 |
64 |
8437 |
Расходы на персонал |
34873 |
33 |
35080 |
36 |
-207 |
Всего расходов |
105675 |
100 |
97445 |
100 |
8230 |
Предварительный результат |
15725 |
16201 |
-476 |
Результаты планирования товародвижения оказывают заметное влияние на маркетинговые программы фирмы и принятие правильных решений по выбору каналов сбыта продукции. Это, в свою очередь, влияет на величину расходов фирмы. При этом следует правильно выбрать канал товародвижения — прямой или с участием посредника.
Преимущество прямой доставки продукции непосредственно потребителям может быть эффективным, если количество поставляемого товара будет достаточно велико, а рынок потребителей сконцентрирован на ограниченном регионе. При этом реализуемая продукция требует специального вида обслуживания или должна иметься достаточная сеть собственных складов на рынках сбыта.