Рис.6 Классификация стратегий продуктовой политики
В инновационном подходе следует различать разработку подлинных товаров-новинок и товаров, новых лишь для данного товаропроизводителя. Подлинные новинки либо предлагают новое решение потребительской нужды, либо удовлетворяют потребность, для которой раньше не было никакого товара. В случае с предприятием ОАО «Очаково» появление качественно нового товара выдвинуло бы вперед компанию среди прочих конкурентов.
Модификация существующего товара осуществляется путем вариации или дифференцированием.
Под вариацией товара понимается изменение его параметров и характеристик, при этом старый продукт исключается из производственной программы. Основанием для выбора такого подхода могут быть новые требования к характеристикам товара (изменение покупательских представлений и предпочтений) или ответные реакции на действия конкурентов.
Под дифференцированием понимается совершенствование имеющегося товара, приводящее к появлению наряду со старым нового изделия. Этот подход применяется с целью учета различий в отдельных сегментах рынка. Основная проблема данного подхода состоит в обеспечении баланса между приспособлением товара к индивидуальным запросам покупателей и оптимальной организацией производства.
Продуктовая политика основана на выработке стратегических и тактических продуктовых решений.
Важнейшим из числа стратегических являются следующие решения:
- изменения ассортимента и объемов выпускаемых продуктов, выходящие за рамки имеющихся производственно-технических возможностей;
- повышение уровня качества выпускаемых продуктов, выходящее за рамки имеющихся производственно-технических возможностей;
- разработка ряда элементов окружения новых продуктов (марки, дизайна, гарантийного обслуживания);
- определение темпов обновления ассортимента выпускаемых продуктов и разработка новых продуктов.
К числу тактических решений можно отнести следующие:
- подстройка ассортимента и объемов выпускаемых продуктов к текущей рыночной конъюнктуре в рамках имеющихся производственно-технических возможностей;
- повышение уровня качества выпускаемых продуктов в рамках имеющихся производственно-технических возможностей;
- текущие изменения элементов окружения новых продуктов (марки, дизайна, гарантийного обслуживания и др.).
Проведем анализ продуктового портфеля предприятия и определим место и роль отдельных видов продуктов в ассортименте предприятия (табл.6).
Таблица 6 – Анализ продуктов за 2002-2004 гг. | ||||||
Показатель |
Внутренний рынок |
Экспорт | ||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Продукт А (группа продуктов) Пиво | ||||||
Количество, тыс. шт. |
1743 |
1099 |
1571 |
56 |
60 |
67 |
Доля продукта А в общем количестве продуктов, % |
65 |
38 |
62 |
100 |
54 |
47 |
Цена единицы продукта, тыс. руб. |
25 |
29 |
30 |
42 |
44 |
44 |
Стоимость произведенного продукта, руб. |
43575 |
31871 |
47130 |
2352 |
2640 |
2948 |
Себестоимость единицы продукта, тыс. руб. |
22,4 |
25,9 |
26,4 |
30 |
30 |
31 |
Прибыль, тыс. руб. |
4532 |
3407 |
5656 |
672 |
840 |
871 |
Доля прибыли от реализации продукта А в общей прибыли, % |
37,2 |
24,8 |
42,2 |
100 |
55,9 |
35,1 |
Рентабельность, % |
10,4 |
10,7 |
12 |
29 |
32 |
29,5 |
Продукт В (группа продуктов) Слабоалкогольные напитки | ||||||
Количество, тыс.шт. |
739 |
838 |
750 |
0 |
51 |
60 |
Доля продукта В в общем количестве продуктов, % |
27 |
29 |
30 |
0 |
41 |
43 |
Цена единицы продукта, тыс. руб. |
45 |
45 |
47 |
63 |
65 | |
Стоимость произведенного продукта, руб. |
33255 |
37710 |
35250 |
3213 |
3900 | |
Себестоимость продукта, тыс. руб. |
40,2 |
38,5 |
41,5 |
50 |
52 | |
Прибыль, тыс. руб. |
3547 |
5447 |
4125 |
663 |
780 | |
Доля прибыли от реализации продукта в общей прибыли, % |
29,1 |
39,7 |
30,8 |
0 |
44,1 |
31,5 |
Рентабельность, % |
10,6 |
14,45 |
12 |
21 |
20 | |
Продукт С (группа продуктов) Крепкие напитки | ||||||
Количество, тыс. шт. |
214 |
278 |
195 |
0 |
0 |
14 |
Доля продукта С в общем количестве продуктов, % |
8 |
33 |
8 |
0 |
0 |
10 |
Цена единицы продукта, тыс. руб. |
150 |
146 |
150 |
209 | ||
Стоимость произведенного продукта, руб. |
32100 |
40588 |
29250 |
2926 | ||
Себестоимость продукта, тыс. руб. |
130,8 |
128,5 |
131,5 |
150 | ||
Прибыль, тыс. руб. |
4109 |
4865 |
3608 |
826 | ||
Доля прибыли от реализации продукта С в общей прибыли, % |
33,7 |
35,5 |
27 |
0 |
0 |
3,4 |
Рентабельность, % |
12,8 |
12 |
12,4 |
28 |